На самом деле одни из самых зачётных рифов — это затонувшие суда, превращённые морскими обитателями в потрясающие подводные жилища для всех видов морской флоры и фауны. Предлагаем вам описание нескольких затонувших судов, которые могли бы пополнить ваш список тех мест, где стоит совершить погружение хотя бы однажды.
В октябре 1961 года в котельном отделении судна «Bianca C», пришвартованного к причалу в порту Сент-Джорджес, произошёл взрыв. По судну распространился пожар, но во многом благодаря быстрой реакции жителей Сент-Джорджеса, 673 из 674 членов экипажа были спасены (один человек позднее умер уже на берегу). Когда спустя два дня на место прибыли корабли Королевского флота, пожар ещё бушевал, поэтому «Bianca C» была взята на буксир, но затонула на 50-метровой глубине. Сегодня «Bianca C» — это самый большой затонувший корабль в Карибском море из тех, к которым можно совершать погружения. Хотя несколько палуб пострадали от огня и были разрушены, а некоторые части судна невозможно узнать, другие его детали по-прежнему различимы вполне отчётливо — обычно дайверы начинают погружения с проникновения в плавательный бассейн в средней части судна. Хотя третья часть этого величественного корабля со стороны кормы за 50 лет оторвалась от него из-за бушующих штормов, «Bianca C» остаётся тем местом, где стоит нырнуть несколько раз. А для дайверов, имеющих соответствующую подготовку, сохраняется возможность во время погружения проникнуть внутрь судна. И даже если навыков погружения на обломках кораблей нет, опытные дайверы будут очарованы микромиром, созданным вокруг этих обломков: сейчас они густо обросли и стали прибежищем целого сообщества морских обитателей, в том числе больших зелёных морских черепах.
Местоположение: Гранд-Анс, Гренада
Нет лучшего способа приобщиться к погружениям на обломках затопленных судов у островов Флорида-Кис, чем отправиться исследовать самый знаменитый из местных дайв-сайтов этого типа — американский военный корабль «Spiegel Grove», который является одним из самых крупных в мире специально затопленных кораблей. Как только вы отпустите швартовый трос, вашему взору откроется громадный корабль. В длину главная палуба достигает размеров футбольного поля, а возможно, и двух. Только «дорожка» вокруг этого поля вместо травы покрыта зелёными лучами здвёздчатых коралов, разнообразными альционариями и морскими веерами. Свет, проникающий в рулевую рубку, выхватывает оранжевые кубковые кораллы на её внутренних стенах — настолько толстые, что они, по-видимому, служат своеобразной защитой. Но что действительно бросается в глаза, — это состояние американского флага в носовой части «Spiegel Grove», сплошь облепленного илом, с едва видимыми полосками, которые будто упорствуют, не желая колыхаться в неторопливом течении.
Местоположение: Ки-Ларго, острова Флорида-Кис
Этот бывший греческий пароход когда-то бороздил морские просторы. В длину судно имело 117 метров, а в ширину — 15. Но когда в 1939 году оно прибыло на Бермуды, его капитан просчитался с курсом, потому что в тот момент на маяке мыса Святого Давида из-за войны не было электричества, и он не работал. В нескольких десятках метров от берега судно наскочило на риф. Останки «Pelinaion» теперь разбросаны по рифу. В одном месте стальной корпус судна образует мост между двумя частями рифа, создавая нечто вроде низкой, тёмной рукотворной пещеры, в которой прячутся живущие там окуни. В другом месте образовался уходящий вниз жёлоб из стали и камня, напоминающий впадину, который проходит с относительно небольшой глубины поблизости от берега в носовой части и спускается глубже снаружи рифа. Если погружаться в этом месте, когда позволяют условия, можно встретить снующих здесь трапонов. Ну а между этими участками находятся удивительно узнаваемые части корабля: его носовая часть, запасной винт, гребной вал и, что впечатляет сильнее всего, возвышающийся остов парового двигателя тройного расширения.
Местоположение: мыс Святого Давида, Бермуды
Раньше YO-257 был портовым танкером американских ВМС, а сейчас он лежит поблизости от побережья национального парка «Даймонд-Хед» неподалёку от Вайкики. По завершении своей долгой и ничем не примечательной службы на флоте корабль был приобретён компанией Atlantis Submarines Hawaii, которая привела его в порядок и в 1989 году установила на морском дне в 30 метрах от поверхности воды, чтобы сделать его жемчужиной чрезвычайно популярных экскурсий на подводных лодках, которые организует компания. Непосредственную выгоду от этого получили дайверы, погружающиеся на Оаху. Хотя воды острова и овеяны историей, а на дне у его побережья лежат несколько настоящих образцов военной техники, погибшей во время войны, только одни останки (а именно, обломки истребителя-бомбардировщика «Корсар») доступны для погружений. К остальным доступ закрыт (как, например, к военным кораблям в бухте Пёрл-Харбор). В противоположность им, YO-257 не только доступен для обследования, но и даёт возможность проплыть сквозь него в кормовой части и полюбоваться великолепными видами.
Местоположение: остров Оаху, Гавайи, США
До Второй Мировой войны пассажирский лайнер «Президент Кулидж» («SS President Coolidge») в своих комфортных и респектабельных каютах перевозил состоятельных людей через Тихий океан. Когда судно было мобилизовано в военный флот в качестве транспортёра для перевозки войск, его перекрасили в стандартный для военных кораблей серый цвет и сняли с него большую часть пышного убранства, но некоторые элементы роскоши остались: например, камин в главном салоне для курящих, украшенный великолепной фреской с изображением дамы елизаветинской эпохи и её таинственного единорога. Во время похода, когда «Президент Кулидж» доставлял 43-ю пехотную дивизию на остров Эспириту-Санто, входящий в состав архипелага Новые Гебриды (ныне Вануату), приближаясь к бухте, он наскочил на мины, установленные своими же войсками. Капитан принял молниеносное решение направить корабль на риф и тем самым спас практически всех из 5440 солдат, находившихся на борту, прежде чем лайнер пошёл ко дну. Несмотря на то, что за прошедшие десятилетия корабль побросало по дну землетрясениями, его трюмы остались целыми, поэтому джипы и артиллерия, которыми они забиты, обеспечивают привлекательность этому месту кораблекрушения, и в сезоны погружений сюда так и манит дайверов со всего света.
Местоположение: Вануату, Микронезия
Маленький, но могучий «Jake Seaplane» уместился на вершине рифа менее чем в 20 метрах от поверхности и дарит волнующие ощущения от погружений к удивительно хорошо сохранившемуся самолёту времён Второй Мировой войны. Есть в расположении самолёта на верхушке рифа нечто такое, из-за чего кажется, будто он готов взлететь и вступить в бой, а если протиснуться в его кабину, можно будет прочувствовать, каково было японским пилотам. Корор-Харбор на Палау была действующей базой японской морской авиации, где стоял несмолкающий гул двигателей самолётов Aichi E13A (или «Джейк», как их называли союзники), пока в 1944 году США не начали операцию Desecrate One. Точно неизвестно, как конкретно этот «Джейк» оказался на дне, но до сегодняшнего дня это остаётся интригующей загадкой прошлого, которая лежит всего в пяти минутах хода на лодке от берега Корор и открыта для погружений.
Местоположение: Палау, Микронезия
U-352 — это главное место для погружений к останкам затонувших судов у Внешних отмелей Северной Каролины, а учитывая, что эта местность зовётся «Кладбищем Атлантики», это кое о чём говорит. 9 мая 1942 года немецкая подлодка по ошибке атаковала катер Береговой охраны США «Icarus», который уклонился от торпед и в ответ сбросил глубинные бомбы, вынудившие U-352 всплыть на поверхность. Командир лодки приказал команде затопить и покинуть корабль. Хотя внешний корпус уже давным-давно проржавел, прочный корпус остаётся целым, а лодка лежит на песчаном дне с креном в 45° на правый борт.
Местоположение: Северная Каролина, США
Танкер «Shinkoku Maru» был построен в 1941 году для флота Японии и принял участие в нападении на Пёрл-Харбор в качестве корабля снабжения. По воле судьбы 150-метровое судно было потоплено спустя чуть более трёх лет во время внезапной атаки США на остров Трук, известной как «операция «Хэйлстоун»». Американские торпедоносцы-бомбардировщики «Эвенджер» выпустили по танкеру семь торпед, последняя из которых, попав в кормовую часть по правому борту, отправила его на дно. Сегодня корабль покрыт коралловыми образованиями и считается одни из лучших мест для ночных погружений среди множества обломков кораблей, лежащих на дне в лагуне Трук.
Местоположение: лагуна Трук, Микронезия
Грузовой корабль времён Второй мировой войны «Liberty», принявший смерть от немецкой торпеды, является одним из самых популярных дайв-сайтов Индонезии. 120-метровый корпус судна, разломанный на множество частей, но красиво поросший разноцветными мягкими кораллами и морскими лилиями, покоится на крутом склоне, покрытом чёрным песком, всего в нескольких метрах от каменистого берега деревеньки Туламбен. Корма находится в каких-то 7,5 метрах от поверхности, и густо усеянное морской живностью судно уходит в глубину на 33,5 метра, где лежит его носовая часть. На корабле поселились более 400 видов рыб, в том числе тысячи большеглазых карангов, которые кружатся над обломками, словно серебристое грозовое облако.
Местоположение:деревня Туламбен, Индонезия
Погружаться к этому 90-метровому грузовому судну, специально затопленному в местечке под названием Mud Hole, сплошное удовольствие. «Odyssey» разделён на три части и идеально расположился между двумя восхитительными коралловыми рифами. Обстановка вокруг вдохновляет, но внимание фотографов приковывает не что иное, как вертикально возвышающаяся корма судна. Его рулевая рубка имеет в высоту около 25 метров. Сложная сеть стальных перил и лестниц придаёт судну вид, напоминающий пожарные лестницы на небоскрёбах в Нью-Йорке. Обязательно захватите фотоаппарат: этот искусственный риф густо покрыт разноцветной растительностью.
Местоположение: остров Роатан, архипелаг Ислас-де-ла-Баия, Гондурас
Американское судно «Kittiwake» было затоплено только в январе 2011 года, но уже начало покрываться морской растительностью и привлекать подводных обитателей, таких как большеглазые каранги, абудефдуфы, синие хирурги и рыбы-белки, и завоевало сердца дайверов. Наибольшее впечатление из новых жильцов производит 45-килограммовый гигантский групер, которого часто можно встретить неподалёку от винта «Kittiwake». Судно класса Chanticleer, прежде входившее в число спасательных судов подводных лодок, теперь лежит на дне у побережья Севен-Майл-Бич. «Kittiwake» верой и правдой служил флоту на протяжении 54 лет, и был выведен из его состава 30 сентября 1994 года.
Местоположение: остров Большой Кайман, Каймановы острова
Перегруженное разнообразными товарами, судно «Superior Producer» перевернулось с внешней стороны входа в гавань города Виллемстад и затонуло на 30-метровой глубине. Главное место в Кюрасао для погружений к останкам затонувших судов обязан увидеть каждый, и большинство операторов организуют погружения там не реже раза в неделю. Стоящее вертикально судно теперь окутано покрывалом из оранжевых кубковых кораллов и покрыто всевозможными разноцветными губками. В рулевой рубке можно встретить атерин, а также груперов и барракуд.
Местоположение: Кюрасао
По материалам: scubadiving.com
Если вы можете дополнить этот список, предложите свои варианты в комментариях ниже. Спасибо.