Авторизация
5 лучших фильмов о сёрфинге всех времён

Австралийский режиссёр фильмов о сёрфинге Альби Фалзон (Alby Falzon) однажды сказал: «Сёрфинг подходит для того, чтобы снимать о нём фильмы, ведь скольжение сёрфера на волне подобно разматыванию плёнки с катушки в кинопроекторе».

Но что делает фильмы о сёрфинге не похожими на все остальные? Хотя качество отснятого материала имеет большое значение, по-настоящему великие фильмы о сёрфинге представляют собой феноменальное сочетание первоклассного сёрфинга, экзотического места действия и великолепного музыкального сопровождения.

Они должны уметь заставить зрителя застыть от изумления, уставившись на экран, искать неизвестных ему исполнителей, играющих музыку в фильме, искать места, где есть хорошие волны, и в конечном итоге заняться сёрфингом.

Вот 5 лучших фильмов о сёрфинге всех времён по версии сайта Matador:


1. «The Endless Summer» («Бесконечное лето»), 1966 год.

Это был первый фильм, который сделал по-настоящему очевидным тот факт, что сёрфинг — не просто вид спорта, а целый стиль жизни, подразумевающий не только катание на волнах, но и их непрерывный поиск.

Интересно, что фильм режиссёра Брюса Брауна (Bruce Brown), по сути заложивший основы современного кино о сёрфинге, появился почти случайно: Браун намеревался отправиться в Южную Африку, но билет в кругосветное путешествие оказался дешевле.

«The Endless Summer» рассказывает о калифорнийский лонгбордерах Майке Хинсоне (Mike Hynson) и Роберте Огасте (Robert August), путешествующих по миру в стремлении всегда быть там, где лето. Сёрферы побывали в Африке, Австралии и Новой Зеландии, а также покатались на необычных волнах на Таити, которые устремляются от берега в океан.

Чем примечателен фильм: открытием серф-спота у мыса Святого Франциска в ЮАР, также известного как «Красоты Брюса». Хинсон и Огаст, казалось, сёрфили без остановки на тех великолепных правых волнах, которые образовывались у мыса. Ещё более важно то, что сегодня волна в этом месте уже не разбивается так, как это можно было видеть в фильме, из-за масштабного строительства, развернувшегося на прилежащих холмах.


2. «Morning of the Earth» («На заре мира»), 1971 год

Сколько современных фильмов о сёрфинге могут похвастаться открытием идеальной волны — без задействования водных мотоциклов, спутниковой разведки и волновых прогнозов?

В 1971 году австралийский режиссёр Альби Фалзон наткнулся на деревушку Улувату, расположенную на полуострове Букит острова Бали. Это было ещё в то время, когда на пляже Кута стояло всего несколько примитивных хижин для немногочисленных туристов, а до создания курорта Клаб-Мед было ещё очень далеко.

В первый день волна в Улувату не превышала 60 см. На следующее утро Фалзон вернулся со своей командой и весь день катался на доске без ножных петель на 2-3-метровых свеллах. Жители Бали, никогда раньше не видевшие сёрфинг и сёрферов, завороженно наблюдали за ними с прибрежных утёсов.

Но сёрфинг в Улувату был лишь частью этого выдающегося фильма, в котором нашёл отражение период конца 60-х и начала 70-х годов, ставший временем экспериментов. Моду в нём задавали хиппи. Лучшим примером тому стали съёмки Криса Брока (Chris Brock) в Ангури, расположенном в Новом Южном Уэльсе. Между занятиями сёрфингом он жил в шалаше на дереве, что стояло на диких просторах буша.

Чем примечателен фильм: на вступительных кадрах на берег медленно накатывает волна в лучах золотистого солнца под потрясающий саундтрек. Это, пожалуй, самые знаменитые вступительные кадры среди всех фильмов о сёрфинге.


3. «The Green Iguana» («Зелёная Игуана»), 1992 год

Спустя двадцать лет после выхода «Morning of the Earth» сёрфинг встал на коммерческие рельсы. Соревнования проводились среди профессиональных сёрферов, чем-то напоминавших роботов, которые даже на плохих волнах успевают сделать четыре поворота на пути к берегу.

Режиссёр Джек Маккой (Jack McCoy) вернул спорт к его истокам — непринуждённому свободному сёрфингу на лучших волнах в мире. Такие сёрферы как Occy, Люк Эган (Luke Egan), «Мунга» Барри (‘Munga’ Barry) и несколько человек из команды Billabong катались на гигантских «трубах», рассекая волны в Австралии, на Гавайях и в Индонезии. Всё самое лучшее было снято на славную 16-мм плёнку.

Фильм «Bunyip Dreaming», снятый в 1991 году, по сути, стал первым в серии картин, вдохновлённых темой зарождения мира, но вышедший через год «The Green Iguana» продолжил цикл фильмов о сёрфинге, заложив в них идею использования саундтреков на популярную в начале 90-х «тему дороги», которые исполняли такие группы как «The Cruel Sea», «Sublime» и состоящая из австралийских аборигенов «Yothu Yindi».

Чем примечателен фильм: команда Billabong, состоящая из одних звёзд, сёрфит на великолепных волнах у берегов австралийской пустыни.


4. «Momentum» («Порыв»), 1992 год

Трудно поверить, но фильм начинающего режиссёра Тейлора Стили (Taylor Steele), ставший настоящим прорывом, вышел в один год с «The Green Iguana». Стили отказался от лучших волн и экзотических побережий в угоду оригинальному способу монтажа с постоянно меняющимися сценами, тяжёлому саундтреку в стиле «панк» и съёмкам сёрферов New School под предводительством Келли Слэйтера (Kelly Slater), которому тогда было 19.

Этот не слишком гладко снятый, низкобюджетный фильм показал сообществу сёрферов по всему миру, к чему эти ребята из Калифорнии и с Гавайев стремились годами: они научились делать трюки в воздухе, скользить на хвосте доски и без труда седлать любые гавайские волны на серф-спотах Pipeline и Backdoor.

Чем примечателен фильм: бэксайд-трюком Келли Слэйтера на левой Puerto Escondido, который он подсмотрел в скейтборде.


5. «Stranger Than Fiction» («Невероятнее фантастики»), 2008 год

Лучшего нельзя и представить. Даже если бы последняя работа Тейлора Стили не добилась успеха в попытке стать классикой наравне с остальными фильмами из этого списка, она всё равно имеет большое значение, показывая сегодняшнее реальное положение дел в сёрфинге.

Как это принято у Стили, в фильме присутствуют самые лучшие современные сёрферы (хотя отсутствие Келли Слэйтера — существенное упущение), выделывающие невероятные трюки. По правде говоря, если этому фильму и можно что-либо предъявить, то это наличие несколько чрезмерного количества трюков в ущерб «обычным» манёврам типа катбэков.

Вот только трюки эти того стоят: воздушные кульбиты в стиле сноубордистов с взлётами на невероятную высоту, размашистые повороты на губе волны и «родео-клоуны». Пару лет назад родео-клоуны (трюки в воздухе спиной вперёд, сочетающие сальто с горизонтальным вращением) были редкостью. А в «Stranger Than Fiction» они почти ничем не выделяются в ряду остальных, что наглядно показывает, какое развитие получил сёрфинг за последние несколько лет.

Но фильм поднимает вопрос: в каком направлении пойдёт развитие сёрфинга дальше? Насколько выше над волной смогут в будущем взлетать сёрферы? Насколько быстрее можно управлять такими манёврами?

Чем примечателен фильм: всего не перечислить. Разве что полный разворот «аллей-уп» Джорди Смита (Jordy Smith) на первой волне в сете можно назвать одним из лучших футуристических манёвров, которые показаны в фильме.

По материалам: matadornetwork.com

Если вы можете назвать фильмы, которые могли бы занять место в этом списке, предложите их в комментариях ниже.

Нравится