Авторизация
5 советов по погружениям к обломкам затонувших судов

Обломки затонувших судов пробуждают в душах дайверов чувства ностальгии и благоговения, но пока сам не нырнёшь в таком месте, представить себе подобное погружение непросто. В данной статье мы последовательно расскажем обо всех тонкостях, которые нужно знать, чтобы благополучно совершать погружения к обломкам затонувших судов.

1. Тщательно подготовьтесь.

Некоторые из таких мест для погружений требуют от дайверов основательной подготовки, и зачастую дайв-операторы, прежде чем вас зарегистрировать, сначала уточняют, способны ли вы погружаться на большие глубины и в условиях, которые не дотягивают до идеальных. Если у вас есть сертификат продвинутого уровня, дающий право на погружения в открытой воде, или учётная книжка с историей аналогичных погружений, совершённых в последнее время, то обычно вам дают зелёный свет. Некоторые операторы могут попросить вас нырнуть вдоль рифа на небольшой глубине, чтобы проверить вашу готовность присоединиться к числу опытных участников погружения на обломках затонувшего судна. Вне зависимости от того, предстоит ли вам относительно неглубокое и простое погружение или более глубокий спуск, требующий серьёзных умений, будьте внимательны во время предварительного инструктажа, чтобы правильно понять план погружения, узнать условия, в которых оно будет проходить, и т. п. Потом обсудите план с напарником.

2. Будьте внимательны при входе в воду и во время спуска.

На более глубоких дайв-сайтах с обломками кораблей дайв-операторы иногда используют систему тросов, с помощью которых дайверы добираются от кормы лодки для погружений до палубы затонувшего судна. Один конец прицепного троса привязывается к корме лодки, причём около 15 метров троса выбрасывается позади кормы, а к другому концу привязывается буй. Течение сносит буй назад от лодки, чтобы у дайверов был трос, за который можно держаться при входе в воду. От кормы до швартового троса проходит направляющий канат. Существует два варианта его настройки. При более стандартном способе он проходит вдоль поверхности воды. При втором способе, который обычно применяется в трудных условиях, спущенный под воду трос с грузом крепится на корме лодки, а направляющий канат также крепится к грузу и проходит до швартового троса под водой. Если дайв-оператор использует швартовый трос, воспользуйтесь им. Возьмитесь за него одной рукой (разумно будет надеть перчатки, если их можно использовать) и, держась рукой рядом с напарником, спуститесь вдоль швартового троса к обломкам.

3. Обследуйте обломки.

Запомните точку начала погружения. Именно к ней вам нужно будет вернуться. Если есть течение, определите его направление, как только окажетесь на обломках. Собственно, течение можно во многих случаях использовать как вспомогательное средство, от точки выхода направляя свой маршрут на течение. Держитесь также поближе к обломкам: это мера предосторожности, но она же поможет вам оказаться в лучшем месте для наблюдения за крупными морскими обитателями, обосновавшимися в надпалубной части судна.

4. Фотографируйте затопленный корабль.

Обычно для съёмки всего судна целиком нужен широкоугольный объектив. Очень важно иметь и вспышку. Хотя некоторые суда лежат на достаточно небольшой глубине, чтобы снимать при имеющемся свете, как со светофильтрами, так и без, а другие можно снять при имеющемся свете дальним планом с дистанции, позволяющей уместить в кадр общий план корабля, для тех фотографий, которые делаются на палубе, использовать вспышку нужно обязательно.

5. Всплывайте и возвращайтесь на лодку грамотно.

При погружениях к обломкам затонувших судов нужно всегда помнить о двух факторах: частоте декомпрессионных остановок и запасе воздуха. Их оба надо подчинить правилу трёх. Одну треть имеющегося времени или воздуха — в зависимости от того, что закончится раньше, — потратьте на дорогу от точки выхода, одну треть — на дорогу обратно и одну треть — на задержки и непредвиденные ситуации. Как только доберётесь до точки входа, используйте оставшееся время на обследование места швартовки, не выпуская швартовый трос из вида до тех пор, пока не придёт время всплывать.

Завершив декомпрессионную остановку, всплывите и воспользуйтесь направляющим канатом, чтобы добраться до кормы, или просто используйте силу течения, которое доставит вас к прицепному тросу. Проплывите по течению дальше, чтобы выбраться из зоны всплытия, наполните компенсатор плавучести и ожидайте своей очереди на выход.

Помните: не погружайтесь на обломках затонувших судов, если вы не прошли соответствующую подготовку в технических погружениях, которая бы позволяла вам полностью проникать внутрь обломков. Если вы хотите начать такие тренировки, пройдите ознакомительный курс погружений к обломкам. Найдите инструктора, имеющего опыт погружений на затопленном судне, к которому вы бы хотели нырнуть, и постарайтесь проходить курс с тем напарником, с которым будете впоследствии погружаться. Курсы могут отличаться в каких-то деталях, но обычно они длятся два-три дня, включающих три-четыре погружения. В ходе подготовки дайверов обучают ориентироваться вокруг обломков и обследовать их, рассказывают им о достоинствах и недостатках сбора артефактов, учат выявлять и преодолевать опасности, пользоваться освещением, общаться с напарниками, а в конце курса обычно совершается короткое проникновение в обломки судна. А наши советы относятся к погружениям снаружи затонувших судов.

По материалам: scubadiving.com

26 ноября 2011
Нравится