Авторизация
Всё, что вы хотели знать о гоночных кайтбордах

Компания Airrush в своём блоге представила обзор современного состояния индустрии производства гоночных досок для кайтсёрфинга. По мнению автора блога, прогресс в разработке гоночных досок идёт гораздо более стремительными темпами, чем прогресс в сфере разработки большинства других типов досок. При этом существуют различные факторы, оказывающие чрезвычайно сильное влияние на конечный облик доски.

К таким факторам относится наблюдаемое сейчас формирование и активное развитие правил проведения гонок, особенно если рассматривать гонки по «правилу одной доски», не забывая при этом и многообразие условий, в которых могут проводиться заезды. Другим фактором является скорость, с которой спортсмены совершенствуют навыки катания, с тем чтобы соответствовать темпам прогресса в разработке дизайна досок, а также стремление выяснить, что лучше подойдёт для тех кайтсёрферов, которые в большей степени ориентированы на катание для отдыха и удовольствия.

Нет сомнений в том, что почти всё, о чём будет сказано ниже, рано или поздно перейдёт в стадию практической реализации, поскольку развитие часто имеет циклический характер. Когда доски становятся лучше, появляется возможность применять на них более совершенные плавники; когда спортсмены оттачивают своё мастерство до следующего уровня, они обретают способность кататься на досках большего объёма или другой конструкции либо на лучших кайтах и т. д. Например, первые прототипы досок Monaro V2 были фактически неуправляемыми. Их 22-сантиметровые плавники с двусторонним профилем с такой силой бросали доску на фордевинд, что кайтер мог с неё просто свалиться. Как только были установлены плавники с односторонним профилем, управляемость резко возросла. Сейчас же подготовленный кайтер может кататься на доске, оснащённой на 10 см более длинными вертикальными плавниками с двойным профилем, и спокойно сохранять управление.

Сфера использования и уровень подготовки

Первое, что следует учитывать при выборе доски для гонок или фрирайдинга, — это сфера её будущего использования и уровень подготовки спортсмена. Сейчас уже прослеживается достаточно чёткая граница в выборе между доской, предназначенной для максимально быстрого движения против ветра (особенно слабого), и тем, чем придётся пожертвовать в плане простоты использования, а именно в гонках и движении под ветер. Поэтому кайтсёрферу, который катается ради удовольствия следует выбирать гоночную доску шириной не более 60 см и плавники длиной не более 26 см.

Через год-два тенденция наверняка изменится: дизайн досок станет более предсказуемым, а уровень подготовки среднего кайтсёрфера возрастёт. Если нужна доска, чтобы «просто покататься», причём даже в слабый ветер, то вряд ли стоит сломя голову переходить на следующее поколение гоночных досок. Это можно сделать разве что при наличии времени на изучение техники катания на них либо из стремления сделать карьеру кайтсёрфера. Доски вроде Airush Sector 60 (V1 и V2) должно будет хватить за глаза.

Четыре, три или один?

На сегодняшний день это один из самых спорных вопросов, и в определённом смысле это вопрос компромисса между скоростью и управляемостью. Инженеры Airrush перепробовали множество разных вариантов: с одним, двумя и тремя плавниками, а также вариант из трёх плавников, когда один из них установлен в передней части. В теории, конечно, чем меньше плавников, тем выше КПД доски, однако на практике, как только доска остаётся с единственным центром сопротивления дрейфу, её управляемость тут же значительно ухудшается.

На сегодняшний день лучшая управляемость и угол на ветер в ходе испытаний были получены с использованием четырёх плавников. Недостатком является увеличение встречного сопротивления, поэтому рассматривается возможность применения более тонких профилей, учитывая, что на большинстве досок производства Airrush для улучшения управляемости применяются ассиметричные профили.

Симметричные или ассиметричные профили?

Поэтому вопросу нет единого мнения даже в стане самого производителя. В местах с сильным ветром, где управляемость важнее, более предпочтительными являются ассиметричные профили (или плоские профили с внутренней стороны). Это очевидно, особенно для досок с плавниками, отклонёнными наружу, поскольку в таком случае снижается управляемость доски. Сейчас набирают популярность плавники с симметричными профилями, установленные строго вертикально, особенно среди кайтеров высшего класса, которые катаются при слабом ветре. Хотя и такой вариант может доставить проблемы со встречным сопротивлением и управляемостью.

Расположение и наклон плавников

Чем сильнее отклонение передних и задних плавников от вертикальной оси, тем больше остойчивость доски. Но это лишь самое общее описание. В каждом конкретном случае всё сильно зависит от фактического угла отклонения. Чем дальше плавники отклоняются в сторону бортов (особенно это касается передних), тем труднее становится управлять доской. При сведении плавников внутрь управляемость повышается, однако скольжение против ветра становится менее эффективным.

Угол отклонения плавников

Тем, кто обычно пользуется уваливанием на ветер (как на твинтипе), больше подойдёт доска с плавниками, разнесёнными от вертикальной оси: на ней гораздо легче и удобнее кататься. Вертикальные плавники требуют либо скольжения по совершенно гладкой воде, либо отклонения под ветер. Теоретически, чем меньше волнение на воде, тем быстрее доска скользит, поскольку снижается встречное сопротивление, создаваемое бортами при дифференте, но в этом нет смысла, если кайтер падает с доски каждые полчаса или ему просто неудобно кататься.

Ширина доски

Исследования, проведённые в Airrush, показали, что оптимальная ширина доски, подходящая для большинства случаев (в том числе для катания в сильный ветер), составляет 60 см. Гонщики команды этого производителя управляются с досками Sector V2 и Monaro V2, ширина которых равняется как раз 60 см, при скорости ветра более 15 м/с. Такие доски также отлично подходят гонщикам со средним уровнем подготовки для катания при слабом ветре и фрирайда. Доски вроде Monaro V3 шириной 65 см и более хорошо проявят себя в более простых условиях и в сочетании с кайтами большего размера, особенно при движении на ветер. Для гонок всё совершенно иначе: тут самое место доскам типа Sector 52 V2, которые даже на скорости остаются достаточно управляемыми. Только следует помнить о том, что в большинстве гонок кайтеры сейчас двигаются строго по ветру и строго против ветра. Хотя в таких относительно новых дисциплинах как борберкросс, слалом или гонки на дальние дистанции нужно использоваться совершенно другие доски, в дизайне которых основной акцент сделан на управляемость при обгоне, чего нельзя сказать о классических досках.

Значение объёма доски

Этот вопрос даёт широкое поле для обсуждений. В целом, специалисты Airrush считают, что при глиссировании плавучесть доски значения не имеет, до тех пор, пока не начинаются проблемы с устойчивостью: сход с глиссирования или зарезание борта под ветер при движении против ветра, особенно на досках с вертикальными плавниками, на которых и применяется зарезание под ветер.

Кайты

Это ещё одна интересная и многоаспектная тема. Обо всех хитростях производства новых кайтов, о технических тонкостях, материалах и конструкции кайтов в следующий раз обещает рассказать ведущий специалист компании в этой области Марк Пэттисон (Mark Pattison).

По материалам: waterhound.com

23 апреля 2011
Нравится