Саймон Борнхофт (Simon Bornhoft) продолжает рассказывать о результатах собственных исследований того, как виндсёрферам наиболее эффективно управлять своим телом, когда они пытаются совладать с доской и справиться с быстрым ускорением.
Если и бывают ситуации, в которых стойка и движения тела напрямую влияют на качество виндсёрфинга, то это заезды в трудных условиях, когда можно проверить, на что ты способен. Эти важнейшие принципы, действия и упражнения на суше дадут необходимую уверенность в тех случаях, когда море вокруг бушует.
В прошлых статьях рассматривались действия в критических ситуациях; в этот раз поговорим о крайностях и избытках. Избытке тяги, избытке скорости, избытке моментов, когда есть повод запаниковать, — обо всём, что поможет «умерить пыл». Дело не в том, что в виндсёрфинге не надо прилагать усилий, — их просто нужно направлять в правильное русло. Как и всегда, простота, внимательность и вера в то, что всё будет в точности, как надо, куда нужнее переживаний по поводу того, всё ли сделано абсолютно верно и не было ли что-нибудь упущено.
— Отклоните голову и таз за линию ступней.
«Так, погодите, — может возникнуть вопрос, — вы же говорили, что так надо делать при выходе на глиссирование?» Именно, точно подмечено. Тем не менее, как вы можете помнить из самой первой статьи, в разных ситуациях могут использоваться одни и те же стойки, но незначительное перенаправление сил всё радикально меняет. Вот почему так легко упустить какие-нибудь важнейшие подсказки и инструкции. Поэтому да, суть в том, чтобы приспособить стоку «Супер-7», но вместо того чтобы отводить или толкать, поддерживая глиссирование, мы будем использовать «отвод-тычок», сохраняя управляемость и сосредотачиваясь на других силах, о которых вскоре будет сказано. Так что теперь давайте проверим, знаете ли вы, как и когда делать нужные движения и делаете ли вы их правильно вообще.
Независимо от того, насколько правильно вы становитесь в стойку и управляете телом, главная задача при управлении избыточной скоростью или тягой практически в любой ситуации — идти на ветер! Это не только уменьшает скорость, но и чрезвычайно сильно помогает заворачивать парус внутрь. Подвигая ноги к наветренному борту (когда не в петлях), вам будет проще разобраться выходом на курс против ветра.
Контроль ускорения
Посмотрим, как правильно стоять в этом случае.
Если условия ухудшаются, сгорбитесь сильнее и согните переднюю руку, чтобы ещё сильнее потянуть за гик. Так что, в отличие от слабого ветра, когда стойка должна быть ровнее и жёстче («Прямая семёрка»), при более сильном ветре можно повиснуть и расслабиться. И дальше по схеме «отвод-тычок», чтобы увеличить свою силу тяжести.
Три «стойки» на картинках ниже выглядят очень похоже, но распределение сил в них совершенно разное, хотя это зачастую трудно заметить. На Фото 5 я встаю в стойку «Супер-7», но не выгибаю пальцы передней ноги вверх. Это нормально, если доска идёт ровно, а волнения нет. Но когда я чувствую, что нос доски или наветренный борт поднимаются, я сильнее тяну трапецию корпусом, сгибаю заднюю ногу чуть сильнее и, что самое важное, выгибаю пальцы передней ноги вверх, чтобы увеличить давление на пятки обеих ног (как на Фото 6).
— Если тело расположено прямо, напрягается и передаёт напряжение в руки (как на картинке выше), парус часто выворачивается наружу, а вы прочувствуете каждую «колдобину» на воде, потому что доска в этом случае ещё ниже по отношению к телу.
— В нижнем хвате нет ничего страшного, если руки остаются достаточно вытянутыми. Хотя некоторые стремятся излишне сгибать переднюю руку. Если это про вас, поэкспериментируйте с ремнями трапеции и попробуйте взяться верхним хватом, чтобы поменьше льнуть к любимому гику.
Особое внимание трапеции, тазу и ногам, а не рукам.
Сосредоточиться надо на том, чтобы отклониться назад и повиснуть, выставляя доску перед собой (как на Фото 5). Отведя доску от себя, можно управлять, толкать и тянуть её ногами, направляя туда, куда надо.
Опуститесь, повисните, расслабьте плечевой пояс, и сразу станете «тяжелее».
Можно попробовать это в упражнении, как на фото ниже:
— Равномерно распределяйте вес между обеими ногами и не забывайте, что это порядок действий, а не стойка.
— Всё то же самое, только ещё сильнее.
— Встаньте в такую же стойку, воспользовавшись стулом или гимнастической стенкой, либо попросите помочь друга, только добейтесь такого же положения, как на Фото 6.
Теперь проверьте, достаточно ли низко сидите, согнута ли задняя нога почти под прямым углом, так чтобы зад был примерно в 30 см от пола, и достаточно ли вытянута передняя нога, чтобы её вам было видно перед собой.
— Часто это вызвано тем, что вы стоите слишком сильно на ветер и слишком близко к гику, а также перегружаете или напрягаете заднюю ногу. Кроме того, хотя это и довольно нелогично, если тянуть вниз и не выгибать пальцы передней ноги, тело притягивается в сторону доски, что и заставляет её сильнее подниматься.
В рассмотренной ситуации можно проделать кое-что ещё. Нужно добиться того, чтобы ремни трапеции позволяли заворачивать парус внутрь собственным весом, а не руками в нижнем хвате.
Вариант А: Встаньте в стойку «Супер-7 отвод-тычок», чтобы взять ситуацию под контроль.
Вариант Б: Ничего не делайте, только ещё тяжелее нагружая гик и вытягивая заднюю ногу, и тогда, возможно, удастся завалиться! (Совет: не выбирайте этот вариант.)
Стойка «Супер-7 отвод-тычок» используется — часто слишком рьяно — и в других ситуациях, в чём вы убедитесь по следующим фото:
Положение для фордервинда в сильный ветер — до, после и во время зацепления трапеции.
Среднеамплитудный резкий прыжок (выгибать пальцы не нужно, пока доска не приводнится).
Выполнение режущих манёвров, таких как поворот на вершине волны и разворот на 360 градусов (завершающая стадия).
По материалам: boards.mpora.com