Саймон Борнхофт (Simon Bornhoft) продолжает рассказывать о том, какое огромное значение имеет положение тела виндсёрфера для эффективного управления рангоутом.
Мы уже рассмотрели особенности действий в слабый ветер, в сильный ветер, а также обзор на курсе и механику движений. В этот раз мы узнаем, как увеличить устойчивость, эффективность управления и сократить количество падений.
Часто утверждается, что для виндсёрфинга необходимы устойчивость и способность держать равновесие. Подчас эти качества могут быть преимуществом, но мой тренерский опыт говорит о том, что совершенно реально улучшить устойчивость и способность прочно стоять на доске, используя простые принципы механики движений тела. Для этого нам нужно будет рассмотреть пару моментов, а затем уделить особое внимание их выполнению на воде. В них нет ничего сложного. Поэтому если вы когда-нибудь задавались вопросом, почему рангоут такой тяжёлый и почему вы падаете, когда должны стоять, эта статья будет очень кстати.
Меня часто спрашивают, с чем важнее разобраться вначале — с телом или с рангоутом. Безусловно, положение тела превалирует над рангоутом. Достаточно взглянуть лишь на современный фристайл, чтобы увидеть, что доску и рангоут можно повернуть и опрокинуть в самые разные положения, но когда тело находится не на своём месте, даже просто приведение паруса к ветру может закончиться падением. Вот почему нужно держаться устойчиво. И тогда разобраться с тем, как управляться с рангоутом и собственным телом, будет гораздо проще.
Моя задача — помочь вам стать устойчивее и сильнее. Это не высшая математика: принципы, как обычно, очень просты. Самое важное — это умело их применить.
— Здесь неизменно всё сводится к двум главным причинам. Обе они связаны с противодействием силам рангоута, его положением и перемещением.
Обычно мы падаем, когда…
…слишком сильно тянем рангоут к себе или…
…наклоняемся с ним в одном направлении. Хотя могут быть исключения в определённых ситуациях (о них мы поговорим позже), простое решение обеих этих проблем — стараться соблюдать дистанцию до рангоута и всегда уметь создать противодействие, отклонившись в сторону, противоположную движению рангоута. Для этого нам необходимо понять, как располагать и сгибать собственное тело.
— Не сгибаться слишком сильно в пояснице.
В прошлых статьях мы подробнейшим образом разобрали механику движений тела в стойке для фрирайда, напомним об этом ещё разок.
Старайтесь держать плечи за линией таза (даже если они не всегда оказываются до конца в таком положении, движение, направленное в эту сторону, позволяет более выраженно задействовать трапецию, что обеспечивает максимальный контроль над рангоутом). Это может применяться для прямолинейного движения во фрирайде, отцепления трапеции или, как в этом случае, когда приходится использовать вес тела вместо силы мышц, чтобы противостоять тяге рангоута, как перед выполнением фордервинда. В результате тело принимает форму, более или менее напоминающую цифру «7».
— Взгляните на то, как принципы механики тела сохраняются на промежуточной стадии смены курса.
Мягкий голеностоп, колени согнуты, плечи отведены назад, голова поднята.
Очень многие слишком сильно сгибаются в пояснице, чересчур выпрямляют ноги и зажимаются в коленных и голеностопных суставах. Хотя для разных манёвров используются разные стойки, принципы сохраняются всегда. Чтобы научиться лучше противодействовать рангоуту и использовать вес собственного тела вместо силы рук или спины, необходимо проделать следующее:
Согнуть ноги в голеностопном суставе и в коленях, хотя бы попробовать удерживать плечи отведёнными назад и поднять голову, чтобы видеть, куда движешься. Поэтому в какой бы сложной ситуации вы ни оказались, какой бы сильной ни была тяга, держите в голове расслабленную позу байкера на Harley Davidson, а не гонщика на спортивном мотоцикле.
Мы ещё рассмотрим то, когда можно сгибаться в пояснице и не бояться за последствия, но на данном этапе давайте с этим повременим. И вот почему.
1. Часто рангоут кажется тяжёлым, когда вы встаёте в стойку, при которой ноги, колени и голеностопы относительно выпрямлены, из-за чего тело в итоге слишком сильно сгибается в пояснице. Всё это вместе происходит тогда, когда вы смотрите на рангоут, руки или ступни ног. Чтобы это исправить, отведите плечи назад и посмотрите в том направлении, куда хотите идти. Но как нам всем известно, часто это бывает невозможно, особенно когда рангоут тянет по-настоящему сильно. Поэтому, чтобы выправиться, восстановите контроль над рангоутом, постарайтесь не упасть и уменьшите нагрузку на руки и нижний отдел спины, сосредоточившись на следующих ключевых моментах.
2. Не пытайтесь просто отвести плечи назад. Сначала согните колени и подвиньте таз вперёд.
3. После этого гораздо проще отклоняться назад, смотреть вперёд и противодействовать силам и движению рангоута. Обратите внимание, что голова и плечи оказываются за линией таза.
Помните: Harley Davidson, а не Suzuki.
Сгибание в пояснице и не требующий усилий наклон вперёд при входе в поворот (или во многих других ситуациях):
Взгляд вперёд и чрезмерное сгибание в пояснице. Приводит к неравномерной и неправильной постановке ног, потере контроля над шкотовым углом и равновесия на выходе:
Сгибание ног в коленях и голеностопных суставах (особенно на внутреннем борте) помогает опустить таз вниз за линию борта и позволяет не допустить слишком сильного оттягивания плеч вперёд:
Таз опущен и подан вперёд, задняя нога и голеностоп согнуты, что позволяет удерживать голову и плечи сзади после изменения положения рангоута и перед отпусканием гика:
— Как и во многих других ситуациях в виндсёрфинге, решающее значение могут иметь особенности динамики.
Бывают случаи (как поворот на 360 градусов, показанный на первом снимке в начале данной статьи), когда можно очень сильно наклониться вперёд и не испытать никаких проблем. Суть всегда в одной простой истине: рангоут в этой точке становится невесомым. Поэтому призывать наклоняться вперёд, когда делаешь фордервинд с перебрасыванием паруса после смены ног, очень даже правильно. По сути, это возможно лишь тогда, когда парус полностью развёрнут внутрь и опущен. Точно так же, когда вы на полной скорости выходите из фордервинда на глиссировании и отклоняете рангоут, рассчитав момент с точностью до секунды, можно наклоняться вперёд, потому что рангоут по сути ничего не весит. Но если скорость упала или вы повисли на гике, чтобы тут же выйти шкотовым углом вперёд, понадобится очень крепкая и надёжная стойка.
Поэтому да, если рангоут стал невесомым или вы полностью контролируете управление, можно вспомнить и о спортивном мотоцикле. Но в тот момент, когда скорость падает, а рангоут тяжелеет, либо если вам требуется максимальный противовес, как при смене ног во время фордервинда, как можно скорее запрыгивайте обратно на здоровенный «Харлей»! Кстати, если отклоняться назад, корма не утонет, скорость не упадёт, а вы не развернётесь на ветер. Это происходит только тогда, когда вы тянете рангоут за собой.
Вот почему в виндсёрфинге всё может быть так запутанно. Можно услышать призывы наподобие «наклоняйся вперёд в поворот», но когда учишься или имеешь дело с другой динамикой, часто приходится делать обратное. В большинстве случаев главную скрипку играют хорошая скорость, противодействие силам рангоута, а также положение тела и его движения.
— Встаньте прямо и согните колени, НО не сгибайте голеностопы, чтобы голени были под правильным углом к полу. Вы обнаружите, что, сгибая колени, вы сгибаетесь в пояснице и отводите таз наружу, прямо как новичок. Если подаёте таз вперёд, согните колени и голеностопы, и тогда поймёте, что так отводить плечи назад гораздо проще. Главное — техника, а не сила.
По материалам: boards.mpora.com