В завершение цикла статей о технике маневрирования Саймон Борнхофт (Simon Bornhoft) рассматривает потенциально эффективные методы тренировок, которые помогут вам получить, усовершенствовать и довести до блеска навыки выполнения прыжков. Фото предоставлены: Карен Борнхофт (Karen Bornhoft) / WindWise.
Сделать «воздушный» трюк проще, чем выполнить фордервинд; более того, ощущения при этом испытываешь потрясающие. Так чего же вы ждёте? Если вы можете спокойно кататься на 115-литровой доске, вы уже достаточно подготовлены, чтобы «оторваться» на ней от мелких волн на поверхности водоёма или вздымающейся морской волны. В цикле «Искусство управления собственным телом» мы уже рассматривали технику прыжков, поэтому я подумал, что к грядущей весне можно освежить в памяти эти уроки, чтобы вместе с вами начать делать эти манёвры в новом сезоне.
Если в прошлом вы — бесстрашный гонщик на внедорожных мотоциклах, то просто разгонитесь изо всех сил, отклонитесь назад и надавите задней ногой, чтобы взлететь. Если же у вас есть некоторое чувство самосохранения, если вы понимаете, что мышцы — не эластичные жгуты, и порвать их очень легко, либо если кататься подолгу у вас нет времени, совершенно необходимо прийти к пониманию того, что на самом деле требуется для прыжков, и найти способы заставить тело делать то, чего вы от него хотите. Поэтому, как и всегда, речь пойдёт о том, как этому, собственно, научиться, а не просто о том, «как это сделать». Набитая советами голова не даст того же результата, что мышечная память, выработанная несложными тренировочными упражнениями, позволяющими применить нужный навык в нужное время.
Чтобы доска могла «подпрыгнуть», нужно мгновенно перевернуть с ног на голову все ключевые принципы виндсёрфинга, которые мы обычно так жарко обсуждаем!
Пробуйте овладеть этими несложными навыками и продолжайте их упорно отрабатывать, и тогда уровень вашего мастерства резко пойдёт вверх.
Потренируйтесь в переходе в анхукт и скоростном фрирайде без зацепления трапеции. Хотя на самом деле прямого отношения к прыжкам это не имеет, такие упражнения помогают существенно увеличить скорость движения доски, улучшить управляемость и облегчить рангоут перед выполнением мощного прыжка.
Пройдите 5-10 раз в анхукт, свободно, обратно в хукт, снова в анхукт и т. д., не теряя скорость.
Обзор и стойка «Супер-7»: взяв крутой курс, встаньте в твёрдую стойку «Супер-7 отвод-толчок».
Равновесие/противодействие и тяга: сдвиньте заднюю руку назад по гику и отцепитесь от трапеции, потянув гик вниз и на себя с использованием веса тела.
После перехода в анхукт всеми силами старайтесь идти круче к ветру и стоять ниже.
Другой аспект этого манёвра, который можно легко отработать, — это ваше умение сохранять скорость и переносить тело через доску во время подготовки к прыжку. Тут есть немалые отличия от «перехода в анхукт и удерживания гика». Сохраняйте скорость и держите рангоут круче к ветру, чтобы облегчить его, но расположите туловище ближе в сторону доски и примите более согнутое положение, прежде чем входить в выбранную впадину волны. Опять же, это можно попробовать без выполнения прыжка.
Чтобы создать подъём, перенесите тело через доску, сохраняйте тягу и стойте более вертикально, чуть сместившись назад (особенно на высокой скорости). Надавите на доску задней ногой, входя во впадину волны — это вогнутая часть волны перед гребнем, независимо от её размера. То есть найдите такую впадину за 3-5 метров перед собой и сосредоточьтесь на ней. Со временем вы научитесь достаточно расслабляться, чтобы вдыхать и затем выдыхать в тот момент, когда надавливаете задней ногой в самой мелкой части впадины волны. Размер значения не имеет — важен момент!
Чтобы сохранять и контролировать высоту, уменьшить риск спин-аутов (и травм), потренируйте стойку «Супер-7 отвод-толчок» в сильной группировке.
Это наша любимая часть отработки техники — возьмите её на вооружение и вы. Голова в сторону ветра, рангоут назад, туловище вперёд, затем резкое приседание вниз и назад в стойку «Супер-7 отвод-толчок» в очень сильной группировке, имитируя направление доски вверх и вперёд.
Аналогично — старт с воды, когда обе ноги в петлях, имитирует «положение для прыжка». На Рис. 5 можно увидеть, что по сравнению с обычным положением во время виндсёрфинга таз расположен ниже, дальше назад и ближе к корме, в точности как при старте с воды! Немного потренировавшись, вы поймёте, насколько сильно нужно группироваться.
С самого начала вы набираете высоту и приземляетесь, как детский бумажный самолётик. Плавник едва отрывается от воды, а «шасси» раскачивается из стороны в сторону. Обычно дело в том, что просто приложено недостаточное усилие.
Готовы? Невозможно держать в голове весь прыжок; вот почему так важно выработать мышечную память, имитируя отдельные стадии манёвра.
— Когда нет ряби или волн, можно оставаться в трапеции, если идёте по ровной глади и делаете мини-прыжки, слегка подлетая в воздух. Но чтобы выпрыгнуть сильно и приводниться с любой высоты, без перехода в анхукт тут особенно не развернёшься.
— Обычно это происходит, если слишком сильно увалиться под ветер или перед коротким надавливанием на корму во впадине волны нажимать на неё слишком долго.
— Не «тащите» доску вверх ступнями ног. Кроме того, если повиснуть на гике слишком низко и далеко (обычно из-за страха), доска только плоско прижимается к воде.
— Перед взлётом наберите скорость и подогните заднюю ногу вверх, чтобы предотвратить спин-аут (сползание в сторону) во время приводнения.
— При взлёте возьмите сильнее к ветру и не подгибайте заднюю ногу перед подъёмом носа, иначе опрокинетесь через него!
Всегда приятно послушать тех, кто уже научился, поэтому приведу самые тёплые слова клиента WindWise Джеймса Сиддалса (James Siddalls):
«Секрет моего успеха — скорость и давление задней ногой при входе во впадину волны. Я всегда считал, что подпрыгивают с гребня волны, что на самом деле не так. И ещё, когда переходишь из стойки снаружи доски, в которой обычно катаешься, в стойку ближе к её середине, это поначалу ощущается непривычно. Но как только понимаешь, когда и что делать, страх уходит, и набрать порядочную высоту оказывается на удивление легко».
По материалам: boards.mpora.com