Если вы серьёзно занимаетесь дайвингом, то вы наверняка вложили немало денег в своё снаряжение. Поэтому само собой разумеется, что вы понимаете необходимость заботиться о нём, не так ли? Правильное техническое обслуживание не только помогает продлить срок службы снаряжения, но и является одним из лучших способов застраховать себя от неприятностей во время погружения. Регулярное самостоятельное обслуживание предполагает визуальный осмотр, очистку и правильный уход за всеми элементами комплекта снаряжения, для чего используются процедуры облуживания как до, так и после погружения, которые поделены на специальные этапы. Поэтому, прежде чем отправиться под воду в следующий раз, проведите обслуживание снаряжения перед погружением по этапам, указанным в этой инструкции, чтобы убедиться, что оно исправно и готово к работе. А когда закончите погружения или вернётесь домой, проведите обслуживание по этапам, предусмотренным после погружения, чтобы снаряжение в безупречном состоянии дожидалось следующего раза.
До погружения. Вытяните все ремешки и осмотрите резину на наличие мелких трещин; особенно часто они появляются на ремешках из толстой резины в ластах с открытыми пятками и явно свидетельствуют о неминуемом разрыве. Если такие трещины действительно обнаружатся, немедленно замените ремешки. Если вы вставляете резиновый ремешок маски в специальную оболочку, то либо сдвиньте её в сторону, либо снимите совсем, чтобы ремешок можно было осмотреть целиком. Затем осмотрите силиконовую юбку маски, гибкий шланг и загубник трубки на наличие разрывов. Чаще всего повреждения юбки маски возникают на заострённом по краям обтюраторе. При длительном и интенсивном использовании он может потерять форму, в результате чего возникают протечки. Проверьте пряжки: они могут треснуть, сломаться или забиться мусором, что будет мешать им нормально работать. После этого проверьте ободок маски на наличие трещин, сколов или других явных признаков износа, особенно в местах, непосредственно прилегающих к стеклу.
После погружения. Чтобы не допустить образования плесени, прополощите маску, ласты и трубку в тёплой пресной воде и дайте им полностью высохнуть, прежде чем убирать на хранение. Укладывайте снаряжение свободно, чтобы ласты не сгибались, выемки для ступней ничто не придавливало, а юбка маски не подвергалась деформированию от каких-либо других предметов. Если хранить всё в сплющенном виде, засунув куда-нибудь как попало, через некоторое время вещи приобретут кривую неестественную форму.
Перед погружением. Во время подготовки снаряжения к погружению будет полезно подсоединить регулятор к баллону. Сделайте несколько вдохов через него, несколько вдохов через аварийный дыхательный автомат и проверьте правильность показаний на датчике давления. Осмотрите все шланги регулятора, чтобы убедиться в отсутствии трещин; проверьте, чтобы на загубнике не было дырок или разрывов, а также проверьте металлические соединения на наличие коррозии. Если вы используете защитные чехлы для шлангов, сдвиньте их от редуктора, чтобы осмотреть шланги под ними. Одновременно проверьте, нет ли коррозии на металлических частях редуктора. Если в шлангах есть трещины или имеется коррозия на любой из частей регулятора, обратитесь к квалифицированному специалисту по обслуживанию снаряжения. Отсоедините регулятор от баллона, замените пылезащитный колпачок, сделайте сильный вдох на каждом регуляторе и подержите вакуум. Каждый регулятор должен впускать очень тонкую струйку воздуха или не впускать воздух совсем. Также проверьте корпус каждого дыхательного автомата на наличие трещин, и если вы используете аналоговые маслонаполненные манометры, убедитесь, что они не протекают. Сейчас большинство дайверов пользуется подводными компьютерами, и хотя эти устройства редко подводят, севшая батарея может вынудить вас раньше времени вернуться на поверхность. Поэтому проверьте датчик заряда батареи компьютера и следуйте рекомендациям производителя, в которых указано, когда и как менять батареи. Если у вас аналоговый компас, то прокрутите его корпус, чтобы убедиться, что картушка компаса свободно вращается.
После погружения. Во время промывки регулятора следите за тем, чтобы стравливающие клапаны на дыхательных автоматах не вдавливались, а пылезащитный колпачок редуктора прочно удерживался на своём месте. Полностью погрузив аварийный дыхательный автомат под воду, промойте элементы второй ступени проточной тёплой водой, пропустив её через загубник регулятора с выходом через выпускную мембрану. Промойте штуцер, соединяющий инфлятор низкого давления, перемещая скользящую муфту вперёд-назад под тёплой проточной водой.
Перед погружением. Проверьте инфлятор компенсатора плавучести, подсоединив его к регулятору, подключённому к баллону. Подайте несколько порций воздуха в компенсатор плавучести, затем отпустите кнопку поддува и прислушайтесь, не просачивается ли воздух в компенсатор. Если слышно утечку, это означает, что инфлятор заклинило. Прежде чем начинать погружение, обратитесь к специалисту, который должен устранить все утечки. Затем наполняйте компенсатор плавучести, пока не сработает клапан сброса давления, после чего подождите 20 минут, чтобы убедиться в том, что компенсатор удерживает необходимое давление воздуха. Наполнив компенсатор, проверьте его пояс, поясной ремень, плечевые ремни, ремень крепления баллона и все пряжки на наличие износа. Если пряжки на вашем компенсаторе металлические, проверьте, нет ли на них признаков коррозии, которая может ослабить прочность металла и в конечном итоге привести к поломке. Образование белого известкового или зелёного налёта в дополнение к ржавчине также является признаком коррозии. Мелкие признаки коррозии в основном можно удалить с помощью жёсткой щётки и небольшого количества белого уксуса. Не забудьте промыть деталь после очистки, чтобы полностью удалить уксус, а если после полной очистки и просушки её периодически опрыскивать пищевым силиконом, это поможет предотвратить дальнейшее образование коррозии.
После погружения. Промойте компенсатор плавучести в тёплой пресной воде. А ещё лучше, добавьте в воду немного шампуня без запаха или средства для промывки снаряжения для дайвинга. Выпустите из компенсатора весь воздух, положите его на дно промывочной ванны, придавите грузами и подождите около 30 минут, пока он не впитает воду. Затем слейте из ванны воду, промойте снаряжение, чтобы удалить основную часть мыльного раствора, затем снова наполните ванну пресной водой и подождите ещё несколько минут, пока компенсатор не впитает воду, чтобы удалить остатки мыльного раствора. Чтобы промыть внутреннюю сторону, нажмите кнопку ручного наполнения и подержите загубник под струёй воды, пока компенсатор плавучести не наполнится водой на 60-70 %. Потрясите его, чтобы взболтать воду, после чего слейте её через все сбросные клапаны и шланг инфлятора. При сливании необходимо задействовать все клапаны сброса, в том числе вытяжной клапан сброса на шланге инфлятора, чтобы удалить кристаллы соли и песка изо всех важных клапанов. Слив воду, полностью наполните компенсатор, подождав пару минут, чтобы оставшаяся в нём вода стекла вниз, а затем слейте её снова. В завершение наполните компенсатор плавучести примерно наполовину и подождите, пока он самостоятельно высохнет, но не подвергайте его воздействию прямых солнечных лучей.
Перед погружением. Если вы пользуетесь собственными баллонами для погружений, проверьте цифры, проштампованные в металле на верхней части каждого баллона, рядом с вентилем, которые обозначают дату прохождения испытания на герметичность. Предельный срок до проведения следующего испытания истекает в последний день месяца через пять лет после даты последней проверки. Также проверьте дату проведения визуального осмотра, указанную на наклейке. Предельный срок до проведения следующего осмотра истекает в последний день месяца через год после даты последней проверки. Если время проверки баллона наступило, необходимо провести новый осмотр, прежде чем отдавать его в какую-либо мастерскую для наполнения. Затем проверьте вентиль баллона на наличие повреждений от ударов или коррозии. Наличие коррозии вокруг разрывной мембраны или маховичка вентиля может служить ранним признаком назревающей неисправности. Если будет повреждена разрывная мембрана, из вашего баллона очень быстро выйдет весь воздух, а если тонкий латунный штуцер, удерживающий маховичок вентиля, слишком ослабнет, он может отломиться. Также осмотрите вентиль спереди и проверьте уплотнительные кольца. Если состояние колец вызывает сомнения или на них видны чёткие трещины или порезы, замените кольца.
После погружения. Перед помещением баллонов на хранение не наполняйте их до отказа, но и не выпускайте из них весь воздух. Если не поддерживать в баллонах некоторое давление, в них может попасть грязь и влага, что приведёт к возникновению коррозии. Полные баллоны, особенно сделанные из алюминия, могут треснуть, если их хранить в таком виде в течение долгого времени. Поэтому лучше всего хранить баллоны под давлением от 300 до 500 psi и, конечно, в том месте, где их нельзя будет опрокинуть или как-нибудь ещё повредить.
Перед погружением. Осмотрите гидрокостюмы на наличие разрывов, порезов или существенного износа вокруг манжет, шеи и швов. Если на большом расстоянии по длине шва отсутствует прошивка или вылезли нитки, он может разойтись, особенно в сильно растягивающихся костюмах, где на швы приходится большая нагрузка. Убедитесь, что бегунки на молниях не застревают, и при необходимости смажьте их тонким слоем парафинового воска. Следует более тщательно осмотреть швы в районе манжет и шеи гидрокостюма, а также водонепроницаемой молнии. Любые дефекты, трещины или порезы могут привести к протечкам швов. Убедитесь, что на водонепроницаемой молнии нет отломанных или погнутых зубцов, и проверьте, не изношена ли ткань, к которой крепится молния. В отличие от швов и молний мокрых гидрокостюмов, ремонт этих деталей на сухих гидрокостюмах обычно обходится недорого. Подобный ремонт должен выполнять только квалифицированный специалист. Также необходимо проверить работу клапанов гидрокостюма. Как и в случае с инфлятором низкого давления на компенсаторе плавучести, проверьте впускной клапан костюма, для чего подсоедините его к баллону и несколько раз пропустите через него воздух. Клапан должен легко впускать воздух в костюм, не застревая и не надуваясь после отпускания кнопки. Проверить вентиляционные клапаны костюма может быть не так просто. Для этого наденьте костюм и полностью наполните его воздухом. Подождите некоторое время, убедившись в том, что он не выпускает воздух, после чего несколько раз откройте и закройте каждый спускной клапан, убедившись, что они свободно пропускают воздух, а затем установите их в нормальное герметичное положение. При обнаружении протечек в материале, из которого изготовлен гидрокостюм, установите заплатки на эти места в соответствии с рекомендациями производителя или отдайте его в ремонт. Заплаткам в местах протечек нужно будет дать высохнуть в течение суток, поэтому лучше проверять гидрокостюм хотя бы за несколько дней до того, как он будет использоваться.
После погружения. Гидрокостюмы можно подвергать ручной стирке в ванне с тёплой водой. Лучше всего использовать шампунь для стирки гидрокостюмов, который можно приобрести в любом магазине для дайвинга. Это поможет избежать выцветания гидрокостюма и повреждения резиновых элементов. Гидрокостюмы также можно стирать в стиральной машине в режиме ручной стирки. Перед отжимом вытащите костюм из машины и повесьте стекать.
Прежде чем убирать снаряжение на хранение, тщательно просушите его снаружи и изнутри. Если есть место, лучше всего повесить компенсаторы плавучести, гидрокостюмы и регуляторы в сухом прохладном шкафу. Гараж может оказаться не лучшим выбором для хранения снаряжения, особенно если вы живёте в жарком влажном климате. Однако у многих дайверов нет для этого достаточного места. За исключением гидрокостюма, снаряжение можно хранить в добротной дайверской сумке, не боясь его повредить; только убедитесь, что в сумке хватает места, чтобы снаряжение не сгибалось и не сминалось, принимая неестественные формы. Укладывая компенсатор плавучести на хранение, наполните его воздухом примерно на 20 %, чтобы внутренние поверхности воздушной камеры не слипались. Для того чтобы ещё лучше защитить компенсатор от порчи при длительном хранении, нанесите тонкий слой пищевого силикона на все его резиновые и металлические поверхности. Не прыскайте силиконом непосредственно на эти детали. Вместо этого брызните небольшое количество силикона на кусок мягкой ткани и протрите ею резиновые шланги компенсатора, резиновые ремни ласт и металлические пряжки. Срок службы молний на сумках для снаряжения и гидрокостюмах тоже можно продлить, нанеся на них воск для молний сухих гидрокостюмов. Для этого просто проведите восковой палочкой вдоль молнии с каждой стороны, а затем застегните и расстегните молнию несколько раз, чтобы равномерно распределить воск. Храните маску в прочном ящике, чтобы защитить её от ударов. Туда же можно положить подводный компьютер и компас. В конце, прежде чем помещать своё снаряжение на хранение, проверьте, не нужно ли заменить или отремонтировать какой-либо его компонент. Лучше отремонтировать такие детали сразу, чтобы в тот момент, когда снаряжение вам понадобится, оно было готово к погружениям.
Некоторые компоненты вашего снаряжения необходимо ежегодно отдавать на проверку и обслуживание специалисту. Ошибочно полагать, что если снаряжение не использовалось, то его не нужно обслуживать. На самом деле, многие специалисты утверждают, что снаряжению, которое используется редко, регулярное обслуживание требуется больше, чем снаряжению, которое эксплуатируется чаще. Регулятор и компенсатор плавучести необходимо ежегодно проверять в соответствии с инструкциями производителя, обычно один раз в год.
По материалам: scubadiving.com