Я использовал DOL-Fin X-20 всего несколько месяцев и теперь готов предсказать, что через десять лет большинство профессиональных и многие из рекреационных фридайверов будут пользоваться моноластом, основанным на конструкции этого выдающегося примера технической мысли, развивающейся во фридайвинге.
Почему? Потому что он прост, надёжен, потрясающе эффективен и, что самое лучшее, сулит сохранять свои рабочие качества в течение длительного срока службы.
DOL-Fin расшифровывается как Dynamic Oscillating Lateral Fin («динамический колебательный широкий моноласт»). Его изобрёл Рон Смит (Ron Smith) — главный инженер, изобретатель и владелец компании Smith Aerospace. Смит, как ясно из названия компании, раньше работал инженером в аэрокосмической отрасли, поэтому он отлично разбирается в том, что делает. Он нырял с первым прототипом DOL-Fin в течение более десяти лет. Это был долгий и плодотворный процесс исследований и разработки, итогом которого стало появление современных моделей на рынке.
DOL-Fin X-20 и Orca — это первые модели моноластов типа «подводное крыло», предназначенные специально для фридайвинга. И это сразу видно.
Надеюсь, нас ждёт ещё много новаторских конструктивных решений, но думаю, что DOL-Fin X-20 знаменует собой прорыв в разработке ластов. Такой моноласт я хотел давным-давно, и расскажу почему, перемежая спокойные подробные объяснения в научном ключе приступами безудержного восторга.
DOL-Fin X-20 мне доставили в новенькой и непотрёпанной коробке небольших размеров.
Одно это уже удивило. Я получал посылки с одним и несколькими моноластами из Китая, Европы и Украины, которые были в той или иной степени потрёпаны и неряшливо упакованы, в напрочь изодранных картонных коробках. На самих ластах иногда тоже были зазубрины.
На этот раз, открыв целую и невредимую коробку размерами примерно 80х20 см, я достал из неё X-20, каждая делать которого была аккуратно упакована: сам моноласт, крепления, велотуфли (я взял двух размеров), винты, гибкие перемычки и запчасти. На его сборку с помощью ключа и отвёртки у меня ушло 20 минут, после того как я сначала убедился, что устанавливаю лопасть не вверх ногами.
При настройке X-20 можно выбрать одну из шести конфигураций. В комплекте есть три разных регулировочных пластины, которые ограничивают угловое перемещение моноласта, и также предусмотрено два положения лопасти — на большем или меньшем удалении от ступней. Кроме того, производитель предлагает лопасти трёх стандартных размеров, и, по всей видимости, в Smith Aerospace можно заказать моноласт индивидуального размера.
Для первых нескольких погружений я выбрал стандартную конфигурацию DOL-Fin (регулировочная пластина 3 и самое ближнее положение), а последние погружения совершал с регулировочной пластиной 7 при самом дальнем положении лопасти. Последний вариант для меня куда удобнее всех остальных: он больше всего похож на Hyperfin или, иначе говоря, лучше других служит продолжением моего тела.
Я предусмотрительно заказал велотуфли двух размеров, желая попробовать как более крупные для толстых носков под гидрокостюм для погружений в холодной воде (6-8 градусов), так и для носков потоньше для более плотной подгонки туфлей и большей эффективности.
В собранном виде X-20 — это роскошный пример воплощения технической мысли. Он больше похож на одно из приспособлений из арсенала Джеймса Бонда, чем на моноласт. Он и чёрный, и золотой, и серебряный. Он мало весит, и его можно уложить в чемодан.
И я его опробовал. Это было совсем просто. Не то что в тот раз, когда я пытался надеть спринтерский моноласт с карманом для ног из твёрдой резины на полу у себя в ванной. Резина была такой жёсткой, а просунуть ноги было так трудно, что я в итоге порезался, обломал ногти и потянул мышцу шеи, пытаясь его напялить.
В отличие от него, надеть X-20 — это пара пустяков. Расстегните двойную липучку на обоих туфлях, растяните отверстия туфлей в стороны, вставьте ноги, плотно затяните ремешки, застегните липучки. Готово.
Когда я в первый раз опробовал Lunocet, я лишь снисходительно хмыкнул. Признаю, в тот день я был живым примером фридайверского снобизма. Велотуфли? Серьёзно? На вид они были такие громоздкие и неуклюжие. Как они вообще могут пригодиться?
После этого я уже мысленно определился, что использовать велотуфли не собираюсь. Делать мне больше нечего… Поэтому, когда Рон Смит прошлым летом нарисовался в Ванкувере, чтобы предложить мне опробовать прототип X-18, предшественника модели X-20, я отнёсся скептически и подумал, что он просчитался, решив задействовать велотуфли.
Но чёрт его дери, и правда оказалось удобнее.
Теперь они мне нравятся больше, чем система ножных ремешков, что применяется в модели DOL-Fin Orca. Почему? Потому что их гораздо проще подогнать под себя и легко настраивать. Надо всего лишь найти наиболее удачное сочетание туфлей и носков, с которым удобнее всего, и потом использовать его всё время. Туго, как в тисках, или свободно и удобно — решать только вам. Лучше всего то, что самая удобная подгонка сохраняется постоянно.
Что нравится больше всего — это великолепная эффективность X-20 при удобстве для ног. С этим может быть нелегко согласиться всем тем мазохистам, что предпочитают Hyperfin и презрительно фыркают на фридайверов, у которых удобные ласты.
В один из последних раз, когда мы ныряли вдоль троса, моей напарнице пришлось снять свой распрекрасный Hyperfin, сделанный на заказ, всего после двух погружений и максимум через 15 минут пребывания в воде. Спустя полчаса боль в её ступнях так и не прошла. Знакомая ситуация?
Здравый смысл подсказывает, что если нужен моноласт для соревнований, то он должен очень плотно сидеть. Но если хочется использовать тот же мега-крутой моноласт, чтобы понырять в своё удовольствие или для длительной тренировки, то начинают болеть ступни ног. А DOL-Fin X-20 попросту позволяет нырять или тренироваться гораздо дольше, не жертвуя при этом характеристиками моноласта.
Ну, вот мы и добрались до главного.
Несправедливо сравнивать X-20 или Orca с Hyperfin, просто потому что DOL-Fin’ы устроены совсем иначе. Надо ещё будет привыкнуть к тому, как моноласт себя ведёт, и другим характерным особенностям.
Я не включаю заднюю и не пытаюсь что-либо скрыть. Чтобы составить собственное мнение, зачитайте эту статью, посмотрите видеоролики в Интернете, которых с каждым днём всё больше, и проштудируйте форумы на DeeperBlue.com, где обязательно появятся обзоры от других дайверов. И, если можете, опробуйте такой сами.
Я знаю, что фанатики моноластов (и я в том числе) на форуме с удовольствием будут проводить определённые сравнения X-20 с топовым Hyperfin, желательно — вторя каким-нибудь учёным в белых халатах, снимающим подробные измерения электрической активности мышц, завихрений от ластов и конечных продуктов обмена веществ. Это было бы отлично.
А вот более практичное испытание, когда оба соперника сталкиваются нос к носу, — это одно из тех исследований, которое трудно провести объективно, поскольку в процессе участвует слишком много переменных.
Кроме того, в плане эффективности, хотя в принципе возможно пронырнуть 25 метров за несколько ударов моноластом при очень длинном скольжении (само собой, грузы помогают), сопутствующие этому энергозатраты почти невозможно измерить, с учётом того, что это также зависит от особенностей выполнения ударов конкретным спортсменом и его способностей в задержке дыхания.
В ближайшие месяцы я проведу сравнения по параметрам «расстояние, преодолённое за один удар», «количество ударов» и «соотношение времени и длины скольжения», потому что мне любопытно узнать, есть ли существенная разница между топовым Hyperfin и X-20. Что мне действительно хочется выяснить как фридайверу — это то, сможет ли DOL-Fin X-20 стать плавным продолжением моего тела при передвижении под водой.
Несмотря на то, что DOL-Fin X-20 не предназначен специально для динамического апноэ, я буду использовать X-20 для свои тренировок в этой дисциплине, чтобы выяснить его потенциал и определить его специфические достоинства и недостатки. Пока что я определённо не заметил потерь в эффективности от использования X-20 вместо Hyperfin.
X-20 особенно отличается и выделяется на фоне Hyperfin тем, что он обеспечил мне чёткое и явное продвижение вперёд в той фазе удара, когда ласт идёт вверх, тогда как Hyperfin, особенно при использовании техники двух ударов с последующим скольжением, не спешит давать тот же эффект для продвижения, по крайней мере если нет безупречной техники и удары не делаются непрерывно.
Как и в случае с любыми ластами, полагаю, что для того, чтобы выжать из X-20 максимум, нужно будет несколько изменить свою технику ныряния в моноласте, и на это потребуется время. Я поскорее хочу накопить годичный опыт погружений с X-20 в океане и в бассейне, чтобы ещё лучше отточить свою технику и посмотреть, насколько далеко я смогу продвинуться.
Однако спустя несколько месяцев использования, я думаю, что X-20 на равных конкурирует с большинством моноластов Hyperfins или превосходит их в нескольких конкретных аспектах: фридайвинге в холодной воде, динамическом апноэ, универсальности и в совершенно новой категории — модификации ласт.
Первые испытания X-20 я провёл в холодной воде в марте 2012 года. Погружения в 7-миллиметровом костюме, когда собственный вес сильно возрастает, — это всегда неидеальный вариант, но для многих дайверов это — необходимость. В первом погружении мне понравилось то, как легко X-20 позволял мне двигаться, несмотря на инертность и грузность моего снаряжения.
В холодной воде жёсткий Hyperfin даёт отличную мощность, но спустя некоторое время из-за нагрузки, которую удары твёрдым моноластом оказывают на ноги, после длительных погружений ступни начинают болеть, и это не считая ухудшения кровотока и онемения от холода.
А в X-20 было неважно, с какой силой мне приходилось совершать удары: на ногах это никогда не сказывалось. При этом сохранялось отличное продвижение под водой, против течений, и на поверхности, когда по воде идёт рябь от ветра.
Что касается погружений в холодной воде, то тут X-20 действительно не имеет себе равных. Даже в носках толщиной 3 мм я не замёрз спустя полтора часа погружений в 8-граусной воде. Никогда ещё мне не доводилось погружаться в моноласте так долго, чтобы ноги при этом частично или полностью не онемели.
X-20 позволяет устранить одно характерное препятствие, связанное с погружениями зимой: если вы в своём мягком, как масло, модном гидрокостюме с открытой порой любите надевать моноласт сидя, то вам нужно найти камень, на котором нет крупных ракушек и который надёжно укрыт от волн и нагоняемой ветром зыби. Иначе надеть тугой Hyperfin будет непростой задачей, и часто это приводит к появлению дырок на штанах и вынуждает перенапрягаться.
С моноластом X-20 всё иначе. Я просто вошёл в воду на обеих ногах, держась одной рукой за камни, пока не добрался до глубины. Затем я перевернулся лицом вниз и примерно за 10 секунд вставил каждую ногу.
Есть только одна вещь, о которой я должен вас предупредить, если вы живёте в условиях холодного климата с минусовыми температурами: не облизывайте X-20. Он алюминиевый. Дело не только в том, что неприлично демонстрировать свои чувства на людях, но и в том, что вы пристынете лицом к этой технологичной штуковине, да так и останетесь, пока не объявится кто-нибудь с кружкой горячей воды.
Не говорите потом, что я вас не предупреждал.
Я был чрезвычайно рад обнаружить, что спуск проходил стабильно при любой конфигурации грузов: от погружения с максимальным грузом в 7-миллиметровом костюме до ныряния в костюме для триатлона с использованием только шейного груза. Главным преимуществом X-20 является то, что его лопасть настолько тонкая и маленькая по сравнению с традиционным моноластом, что отрегулировать равновесие и положение тела либо перейти от удара с большой амплитудой к малоамплитудному удару очень легко. Затруднений нет вообще никаких.
DOL-Fin реагирует на традиционные высокоамплитудные удары моноластом, лёгкие удары голеностопом, лёгкие толчки носками от колена, волнообразные движения всем телом (классическая техника плавания в моноласте), удары вверх (подталкивая моноласт к ягодицам) — одним словом, весь набор. Я также поэкспериментировал в плавании на поверхности, плавая на боку и на спине. Большинство из этого можно проделывать и в моноласте, но в DOL-Fin X-20 подводное крыло делает большую часть работы за тебя, и твоё продвижение вперёд не меняется по мере того, как ты устаёшь, что бывает на определённых типах моноластов.
Единственное, на что следует обращать особое внимание при использовании X-20, — это положение ласта относительно троса, поскольку он не имеет треугольного профиля передней кромки. То есть во время погружений вдоль троса нужно располагаться и намечать направление проныривания так, чтобы X-20 не зацепился за трос.
Со мной это произошло раз или два. Разобрался я с этим очень быстро: нужно просто нырнуть вертикально вниз параллельно тросу, но чуть впереди от него, а затем развернуться на четверть оборота, чтобы трос снова оказался перед тобой.
Это также актуально при погружениях вокруг скал, свай и среди водорослей. Если только вы не умеете поворачиваться на 90 градусов, как истребители из фантастических фильмов в узком каньоне, то проскальзывать через густые водоросли в X-20 может оказаться сложновато.
Говоря о недостатках и возможности зацепиться широкой вытянутой лопастью модели X-20 или Orca в рекреационном фридайвинге, нужно сказать о главном плюсе конструкции X-20: его можно быстро снять, расстегнув липучки одной рукой.
Способность обеспечивать хорошее продвижение как с помощью голеней и голеностопов, так и с помощью волнообразных движений всем телом в очень большой степени обусловлена тем, что ноги плотно сидят в велотуфлях. Если нужно зажать ступни совсем плотно, можно купить туфли поменьше или модифицировать имеющиеся под себя.
Затянуть ножные ремни как можно туже — это очевидная мера, но для того чтобы обеспечить ещё более тесную связь, я обнаружил, что можно удерживать ласт за счёт надавливания на внутреннюю стенку туфли, из-за чего ноги прижимаются плотнее друг к другу и достигается ещё большая точность удара моноластом, что приводит к улучшению устойчивости и эффективности продвижения.
Хотя при использовании моноластов важно держать ноги вместе, давить внутрь на крепление мне раньше не приходилось, ведь когда ступни ног находятся в резиновой полости, проделать это с тем же успехом, по сути, и невозможно.
Сначала я попробовал поплавать с X-20 в бассейне без гидрокостюма и балласта. Получилось немного вихляво, и несколько раз меня заносило, тогда как во время моего самого первого погружения в океане с большим грузом и в толстом гидрокостюме X-20 вёл себя очень ровно и устойчиво.
На своём первом Hyperfin я мог сгибать каждую ногу по-разному, что поначалу приводило к неравномерности давления ступнями и некоторому сносу/скручиванию. Как я помню, мне понадобилось некоторое время, чтобы откалибровать свою технику для Hyperfin.
X-20 тоже реагирует на неравномерное давление ногами, особенно когда нет балласта, обеспечивающего дополнительную устойчивость. Это ещё приводит к тому, что как только вы поняли, как сбалансировать давление ступней, вы можете использовать его, чтобы корректировать удар ластом для управления, изменения положения тела или улучшения обтекаемости.
В этом отношении X-20 ощущается вполне живо и отзывчиво, даже несмотря на то, что у него нет гибких частей, кроме резинки, которой ласт крепится к держателям.
Совсем недавно я плавал в костюме LZR с 2-килограммовым шейным грузом и в X-20 с полуносками, которые обычно используются с моноластами.
Разобравшись с грузами, я получил в точности те же самые ощущения, как при погружении с Hyperfin. В первые разы я проныривал 25 метров в среднем за 3-4 цикла «удар-удар-скольжение», учитывая различия в отталкиваниях. Среднее время проныривания 25 метров составило 17-18 секунд. К сожалению, поблизости от меня не было 50-метрового бассейна, где можно было бы провести испытания и получить более интересные и точные результаты.
Опять-таки, я был удивлён плавности ударов, которую обеспечивает X-20. Для динамики я определённо предпочитаю удар моноластом, который совершается больше за счёт движения всего тела, и я долгие годы упорно работал над своей техникой. X-20 и тут давал мне хорошую обтекаемость и скорость преодоления дистанции.
Я уже видел отличный рекорд США по динамическому апноэ от Веса Лэппа (Wes Lapp) с поворотами сальто и видел, как Эрик Фатта (Eric Fattah) использует классический поворот через сторону (разворачиваясь на 180 градусов в горизонтальной плоскости) с DOL-Fin Orca на ногах. Я надеялся, что с X-20 не понадобится ни то, ни другое, потому что они более энергозатратны, чем мне бы хотелось.
Как оказалось, большинство обычных способов поворота, применяемых фридайверами в моноластах, можно использовать с X-20. Отталкивание не такое интуитивное, как в случае с традиционными моноластами, но это мелочь.
У X-20 расстояние от ступней до лопасти на самом деле короче, чем у большинства Hyperfin’ов, примерно на 20-22 см. Поэтому правильная постановка ног и выработка хорошего толчка приходит с опытом.
Сложнее всего привыкнуть к тому, что нет того же чувства касания бортика собственными ногами, а вместо этого ты касаешься краем пятки велотуфлей и передним концом металлических креплений.
Плавая в X-20 на дорожке с другими пловцами, нужно проявлять осторожность. Хотя концы ласта не такие острые, как порой встречались на некоторых более старых моноластах, у них заострённые кромки.
Догадываюсь, что многим, кто будет использовать DOL-Fin X-20 впервые, понадобится некоторое время, чтобы ощутить пространственные размеры ласта. Не сомневаюсь, что если на дорожке окажутся другие пловцы, им может крепко достаться.
Честно говоря, мне всегда была по душе пружинистость, гладкость и изящество Hyperfin’а. Мощь и блаженство погружения с упругой лопастью, плавное ускорение как раз перед стадией свободного падения и грузный ритм долгого всплытия. Хороший Hyperfin способен сливаться с телом, становясь его продолжением.
Но есть у этих ласт и свои недостатки.
То, насколько эффективно работает ваш Hyperfin, напрямую зависит от вашей техники. То, как гнётся лопасть ласта, зависит от вашего мастерства, силы и гибкости, а также, конечно, конструкции лопасти, её профиля, жёсткости и резиновых компонентов. Но главная ответственность за продвижение вперёд и возникающее при этом лобовое сопротивление лежит на вас.
Если у вас плохая техника, то вам не удастся раскрыть настоящий потенциал вашего Hyperfin’а и особенно классического моноласта, пока вы не добьётесь существенного улучшения.
В противоположность этому, движение лопастью X-20 контролируется с помощью системы подвески ласта. Она унифицирована, и ориентация лопасти рассчитана таким образом, чтобы всегда обеспечивать наилучший угол атаки. В некотором смысле это защита от дурака.
Главная проблема при заказе Hyperfin через Интернет заключается в том, что вы понятия не имеете, подойдёт ли он лично вам. Как можно достоверно определить, насколько жёсткой будет лопасть, насколько полости для ног окажутся вам в пору и как сам моноласт себя проявит? Да, есть несколько отличных конфигураторов для ласт, и они здорово помогают, но то и дело бывают ситуации, когда подобрать точные параметры не выходит.
После получения посылки остаётся не так много вариантов, чтобы подогнать моноласт под себя или отрегулировать параметры его работы, если не считать шлифовку лопасти или прорезание и склеивание кармана для ног, что пробовал я. Это не так легко, и по-настоящему улучшить эффективность ласта получается редко.
Найдя Hyperfin, который вам идеально подходит и отлично работает, вы можете столкнуться с ещё одной проблемой — несоответствием. Когда вы подобрали Hyperfin, в котором идеально сочетаются ваш размер, жёсткость лопасти, профиль изгиба, плавучесть и привлекательный внешний вид, он неизбежно ломается или изнашивается, потому что он вам так нравится, что вы используете его постоянно.
Вы связываетесь с производителем, чтобы заменить имеющийся ласт на другой. Посылка приходит, и вы обнаруживаете, что он отличается от прежнего ласта. У него другая лопасть, или производитель из благих побуждений заменил клей, резину и изменил конструкцию, стремясь её улучшить. Стремление здравое, но вы-то уже сроднились со своим ластом, и потому хотели получить точно такой же.
И вот у вас моноласт, которым невозможно пользоваться, а учитывая, что он брался на заказ, продать его кому-то другому тоже может не получиться.
X-20 не только имеет теоретически более продолжительный срок службы, поскольку изготовлен из прочного алюминия и заменяемых деталей, но и хорош тем, что если вам понадобится второй моноласт, то оборудование с ЧПУ, на котором он изготавливается, обеспечит воспроизводимость характеристик и вполне сможет гарантировать идентичную функциональность.
Некоторые фридайверы спрашивали об износе ласта в процессе эксплуатации. Единственную опасность представляет царапание анодированного покрытия о твёрдые поверхности. Царапины могут появляться на абсолютно любом моноласте, и X-20 здесь не является исключением.
Но, в отличие от обычного моноласта, этому практически невозможно нанести реальные повреждения, кроме косметических. Пластиковые концы ласта чрезвычайно гибкие, и их можно загнуть обратно на место — аналогичные законцовки ластов используются в модели Orca, и Эрик Фатта проделывал такое после более года использования ласта.
Саму алюминиевую лопасть сломать невозможно. Моноласт может треснуть, если его уронить на бок, наступить на него или неправильно согнуть, как я однажды сделал на здоровенной прибрежной волне, но сделать такое с X-20 и не мечтайте. Ласт можно ободрать о бортик бассейна, но, уж конечно, он не растеряет от этого свои качества, если специально не постараться. Таким образом, ваше приобретение будет дольше служить и приносить больше выгоды. Не приходится сомневаться, что цены на б/у DOL-Fin’ы тоже будут высокими, особенно учитывая, что туфли можно легко заменить для покупателя с другим размером ноги.
Ещё одна обычная проблема — это быстрое разрушение самих материалов Hyperfin’а, которое иногда имеет место. Известны такие проблемы как плохая склейка резиновых частей полости для ног, появление трещин или зазубрин на лопастях ластов, глубокие царапины и растягивание полостей для ног.
DOL-Fin X-20 не имеет ни одной из перечисленных проблем.
Ни один Hyperfin на рынке не может тягаться в универсальности с DOL-Fin X-20. Вот лишь несколько моментов.
Плавучесть. Вы можете изменить плавучесть X-20, используя носки и туфли разных размеров. Благодаря хорошей поддержке пятки туфлей не наблюдается заметной потери в передаче энергии к ласту при использовании толстых носков.
Расстояние от ступней. Настройте регулировочные пластины и прикрутите ласт в соответствии со своими предпочтениями, в зависимости от ваших габаритов, веса, техники, дисциплины, в которой вы тренируетесь (DYN или CWT), а также условий под водой.
Погружения в бассейне и зимой. Задумайтесь. Вы могли бы использовать тот же ласт для тренировок в динамическом апноэ (часами напролёт) без всякой боли, что и для погружений в холодной воде в толстом гидрокостюме. Цена? 100 долларов сверху за дополнительную пару туфель и неопреновые носки потолще.
Запаситесь набором ластов. X-20 доступен с лопастью трёх разных размеров, поэтому вы можете экспериментировать, подбирая тот, который наилучшим образом подходит в разных условиях. Рон приводит перечень рекомендованных размеров, зависящих от вашего роста и веса, но этими рекомендациями можно воспользоваться и в других целях (короткая лопасть для динамики или проныривания под волнами с быстрым изменением направления либо длинная лопасть для погружений в глубину в холодной воде). Можно подобрать целый набор ласт, которые всё равно уместятся в один чемодан.
Для того чтобы хотя бы приблизиться к раскрытию всего диапазона возможных вариантов использования DOL-Fin X-20 и его подгонки под размер ноги, вам понадобится не менее двух разных Hyperfin’ов, но для погружений в холодной воде потребуется как минимум ещё один.
Благодаря стандартизации перечня деталей для X-20 его будущие заказчики смогут рассчитывать на преемственность в плане технических характеристик, а также использовать стандарт для доработки и внесения дополнений в конструкцию, чтобы ещё сильнее улучшить её эффективность.
С X-20 может начаться совершенно новая традиция: модификации для DOL-Fin.
Вы можете подобрать свой размер туфель, выстлать туфли несжимающимся материалом, купить туфли меньшего размера или всё что угодно ещё. Поскольку размер полостей для ног определяете вы, то и подгонка ласта по вашей ноге также остаётся за вами.
И это революционное нововведение, даже несмотря на то, что большинство из нас об этом уже думали. В Smith Aerospace сделали это реальностью.
Теоретически вы можете сделать собственные туфли или выбрать другую модель туфель — лишь бы она подходила для креплений X-20. Вы также можете сконструировать свои регулировочные пластины или сильнее удлинить крепления ласта, если понимаете физику его работы и подлинное значение числа Струхаля.
DOL-Fin X-20 от компании Smith Aerospace — это новый моноласт, который отлично сидит на ногах, обладает потрясающей долговечностью и высокой эффективностью.
Особенно большие ожидания у меня связаны с потенциалом X-20 в области модификации, которая позволит выжать максимум из этого великолепного ласта.
Да, отличные характеристики в сочетании с высочайшим удобством и сохранением тепла ног делают его даже лучше.
Да, я думаю, что скорость освоения DOL-Fin даже выше, чем скорость освоения Hyperfin. Дайвер должен совершать правильный удар, чтобы вызывать выгибание профиля, который и обеспечивает толчок Hyperfin’а. У DOL-Fin профиль жёсткий и отклоняется только на своей подвеске. Новичку нужно лишь научиться поддерживать равномерное давление ногами.
Он выглядит добротно и устроен так, что если какие-то части износятся, их можно будет легко заменить новыми. Попробуйте провернуть такое с Hyperfin’ом, склеенным вручную.
Готов на все сто. В самом ближайшем будущем всё больше дайверов будет появляться с такими ластами на соревнованиях и на отдыхе.
Зависит от вас. Но я думаю, что для изделия, впервые вышедшего на рынок, X-20 предлагает дайверам всех уровней несколько реальных преимуществ, и за ним будущее.
Более подробно об DOL-Fin X-20 можно узнать на сайте компании Smith Aerospace.
А в этих видеороликах можно посмотреть на X-20 и Orca в действии.
1. Погружения вдоль троса.
2. Свободное скольжение.
3. Уэйн Джадж (Wayne Judge) проводит испытания X-20.
4. 150 метров в динамическом апноэ на Orca.
5. Рекреационное погружение.
По материалам: deeperblue.com