Авторизация
Уроки маневрирования от Саймона Борнхофта

Не за горами зима, и Саймон Борнхофт (Simon Bornhoft) подумывает над тем, как в этих условиях сохранить динамику, не давая себе заскучать и замёрзнуть и получая от катания ещё больше удовольствия. Итак, советы Саймона Борнхофта по достижению максимальной манёвренности.

Учитывая наступающее время года, я решил предложить вам интересный и простой комплекс упражнений, который поможет согреться в суровую зиму и мгновенно повысить вашу манёвренность, лучше делать фордервинды и полезнее всего будет для катания при небольшом волнении или на волнах. Даже если вы ещё на начальных или средних этапах освоения техники катания без выхода на глиссирование, вы всё равно можете делать эти упражнения: единственная разница будет в том, что вы не сможете так сильно наклонять туловище в поворотах, поскольку у вас не будет достаточной инерции и опоры на рангоут. Как всегда, мы разложим каждый манёвр на составные части и сосредоточимся на проверенных методах, которые позволяют вам развить мышечную память и выработать собственную технику маневрирования. Возьмитесь за дело как следует и повторяйте всё при каждом выходе в море, вместо того чтобы весь день бесцельно кататься туда-сюда. А внимательные наблюдатели заметят, что первые три урока перекликаются с теми, что мы уже проходили раньше.


Урок 1: Переход в анхукт и удерживание гика

Парус становится более лёгким и управляемым как раз в те решающие секунды, когда вы готовитесь к маневрированию, поэтому старайтесь не поддаваться стремлению сопротивляться переходу в анхукт — оно идёт вразрез со здравым смыслом.

  • Главные условия: достаточный уровень навыков и правильно выбранный момент.
  • Обзор и стойка «Супер-7»: идя полным курсом, смотрите вперёд и встаньте в очень низкую стойку «Супер-7 отвод-толчок».
  • Равновесие/противодействие и тяга: сдвиньте заднюю руку назад по гику и отцепитесь от трапеции, потянув гик на себя вниз. Прежде чем уваливаться под ветер, всеми силами старайтесь идти крутым курсом и стоять ниже (ноги прочно сидят в петлях).

Пройдите 5-10 раз в анхукт, свободно, обратно в хукт, снова в анхукт и т. д., не теряя скорость!


Урок 2: Обратная стойка

Обратная стойка (англ. «switch-stance»), если коротко, связана с крутыми поворотами и применяется в те доли секунды, которые предшествуют смене ног во время движения без глиссирования, на глиссировании и на поворотах нырком.

  • Главные условия: достаточный уровень навыков и правильно выбранный момент.
  • Обзор: смотрите вперёд, удерживая мачту вертикально и слегка отведя парус наружу. Переместите ноги, следя за тем, чтобы таз был направлен по направлению к ветру.

Сделайте 5-10 попыток, пока не сможете уверенно идти в обратной стойке.
Потренируйтесь также и на суше, чтобы чувствовать себя увереннее.


Урок 3: Старт с берега шкотовым углом вперёд

Старт с берега шкотовым углом вперёд превосходно подходит для быстрого развития навыков управления при выполнении поворотов фордервинд без выхода и с выходом на глиссирование, вейврайдинга, «вертолётов» и массы других манёвров, которые выполняются шкотовым углом вперёд. Они вполне по силам тому, кто может стартовать с берега, и определённо не дадут замёрзнуть!

  • Главные условия: достаточный уровень навыков и правильно выбранный момент.
  • Обзор: смотрите вперёд и держитесь полным курсом.
  • Равновесие: чтобы управлять доской, расставьте ноги и руки шире.
  • Противодействие: удерживайте рангоут под углом примерно 90° к доске, мачту направьте вперёд и по ветру, а таз отведите назад и на ветер.
  • Тяга: потяните внутрь и вниз задней шкотовой рукой, чтобы придвинуть его ближе к голове.
  • Стойка: нижняя стойка «Супер-7 отвод-толчок».

Выполните 5-10 попыток, пока не сможете уверенно уходить шкотовым углом вперёд и вставать на полный курс, поворачивая рангоут.


Урок 4: «Экстремальный» вейврайдинг на гладкой воде

Мы уже говорили о вейврайдинге на гладкой воде, но сейчас немного разовьём тему, фактически возвращаясь назад, — туда, откуда только что приплыли. Формально это называется «обратная стойка шкотовым углом вперёд».

Зачем? Это повышает уверенность уваливания под ветер и улучшает интуитивность управления, технику выполнения поворотов фордервинд, поворотов нырком, разворотов на 360 градусов и вейврайдинга!

  • Уровень подготовки: Если фрирайдинг в петлях вам по силам, то с этим вы тоже вполне справитесь.
  • Советы по снаряжению: Лучше всего использовать одну заднюю петлю.

Ключевые принципы

  • Обзор: смотрите и наклоняйтесь туда, куда собираетесь двигаться.
  • Равновесие: сохраняйте скорость и управляйте пальцами ног (под ветер) и пятками (на ветер), чтобы зарезаться.
  • Противодействие: следите за тем, как тело наклоняется в направлении, противоположном движению мачты.
  • Тяга: сначала потяните гик внутрь и вниз, а уже затем сильнее выворачивайте парус, чтобы зарезаться круто на ветер.
  • Стойка: перегнитесь на другую сторону доски, чтобы зарезаться под ветер, затем примените стойку «Супер-7 отвод-тычок», чтобы снова завернуть доску на ветер.
  • Молитва на удачу: как и для многих других крутых манёвров, здесь надо молиться на обзор, наклон и равновесие!

Рис. 1–2: Под ветер. Для собственной уверенности и безопасности просуньте обе ноги в петли и покрепче их там зафиксируйте.

  • Стойте ниже, согните заднюю ногу и быстро идите под ветер, перейдя в анхукт (см. «Переход в анхукт и удерживание гика» выше).
  • Медленно перегнитесь на другую сторону доски, сохраняя наклон мачты вперёд для уравновешивая собственного тела, отклоняющегося назад.
  • Смотрите внутрь и по всей траектории поворота (Рис. 1).
  • Наклоните таз и плечи в сторону и чуть вперёд, примерно на линию передней подветренной петли (Рис. 1).
  • Начинайте подавать рангоут в направлении внешней стороны траектории поворота (Рис. 2).
  • Согните ноги в коленях и голеностопных суставах и надавите пальцами, чтобы выполнить манёвр.

Рис. 3: Обратная стойка

Рис. 4: Шкотовым углом вперёд. Смотрите наружу от траектории поворота.

  • Наклоните всё туловище под углом в 45° в том направлении, куда собираетесь двигаться (Рис. 3).
  • Энергично подайте мачту в противоположном направлении, чтобы сохранить противовес (Рис. 4).
  • Вы почувствуете, что переходите в обратную стойку, после чего направитесь шкотовым углом обратно туда, откуда пришли.
  • Продолжайте сильно наклоняться вперёд, подтягивая гик внутрь и вниз шкотовой рукой, чтобы доска шла ровно.

Рис. 5–7: На ветер. Пока доска не замедлилась слишком сильно, приготовьтесь повернуть назад на своё первоначальное направление движения.

  • Встаньте более вертикально, чтобы снизить нисходящее давление на гик и основание мачты.
  • Сдвиньте заднюю руку вперёд по гику в направлении трапеции, чтобы, вопреки здравому смыслу, увалиться под ветер!
  • Смотрите против ветра, принимая нижнюю стойку «Супер-7 отвод-тычок», отводя таз и сильно «тыкая» пятками, чтобы надавить на наветренный борт.
  • Вставая против ветра, давите мачту вперёд и приводитесь к ветру, чтобы доска снова пошла вперёд.

Рис. 6: Вопреки здравому смыслу. Уваливание под ветер разгружает основание мачты, позволяя зарезаться на ветер с линии подветренного фордервинда, прямо как при развороте на гребне волны! Идите крутым курсом, и тогда будете двигаться строго прямо!


Возможные проблемы

— Почему падает скорость, когда я иду под ветер?

— Избыточное давление на заднюю ногу. Парус слишком сильно вывернут наружу. Либо голова расположена слишком близко к мачтовой руке, когда должна быть ближе к шкотовой.

— Почему доска перестаёт поворачивать на ветер?

— Не «тяните» туловище слишком близко к гику. Толкайте мачтовой рукой вперёд, чтобы придать дополнительный импульс.


Урок 5: Фордервинд со сменой петель

А вот и ещё одно преимущество. Экстремальный вейврайдинг на гладкой воде не только даёт почувствовать себя настоящим повелителем волн, но также открывает перед нами возможность делать повороты фордервинд со сменой петель. При входе в этот манёвр вашими спутниками будут уверенность, страсть и азарт спортивного игрока.


Перейдите в анхукт, встаньте в нижнюю стойку и идите под ветер, но на этот раз, прежде чем зарезаться, поставьте заднюю ногу (с пальцами на борту) перед задней петлёй.


Можно зарезаясь, смотрите и наклоняйтесь к линии подветренной передней петли, как делали это на Уроке 4. Для улучшения противодействия держите мачту впереди от себя на вытянутой передней руке.


Смотрите вперёд и отпускайте гик сразу после того, как доска прошла зону «прямого фордервинда» ПЕРЕД сменой ног.


Во время поворачивания рангоута через нос смените положение ног, тут же встав в обратную стойку.


Держите мачту впереди от себя, чтобы снова привестись к ветру, и поставьте ноги обратно в нормальное положение.


Коротко о главном

Цикл статей Саймона Борнхофта выделяет преимущества разложения манёвров на составляющие умения и навыки, необходимые для их выполнения. Однако слово «манёвр» также подчёркивает необходимость более выраженно совершать движения телом, придавая им больше осмысленности, точности, энергичности и уверенности. Уже одно это может изменить очень многое. Поэтому внимательное изучение советов Борнхофта любому виндсёрферу будет только на пользу.

По материалам: boards.mpora.com

14 ноября 2011
Нравится