Авторизация
Часть 4: Обзор на курсе и механика. Искусство управления собственным н Борнхофт.

В четвёртой части статьи Саймон Борнхофт (Simon Bornhoft) рассказывает о том, как повысить эффективность маневрирования при смене курса и максимально использовать принцип рычага в управлении рангоутом. Авторы фотографий — Карен Борнхофт (Karen Bornhoft) и Эд Шрёдер (Ed Schroeder).

Даже при выполнении других видов упражнений нам редко приходится сгибать тело под острыми углами и полагаться на законы физики. Точное понимание и осознание того, насколько мы способны наклонять своё тело, является обязательным условием для совершенствования мастерства в виндсёрфинге. Возраст, здоровье, физическая форма и травмы — все эти факторы непосредственно определяют способности спортсмена, но как тренер я стараюсь помочь людям в полной мере раскрыть их потенциал. В этой части статьи мы рассмотрим принцип рычага и поговорим о технике наклонов — как на прямых, так и на поворотах.


Цель

— Как мне добиться максимального контроля над рангоутом во фрирайде, во время руления, маневрирования и при поворачивании рангоута?

— Для этого понадобится хват, как у Спайдермена, центр тяжести, как у сумоиста, и наклон сильнее, чем у любой итальянской башни, о которой вы, может быть, слыхали. А именно вот что.


Обзор

Да, и снова всё та же пластинка. От того, куда смотришь, в гигантской степени зависит то, куда в итоге приедешь. Всё как у циркового акробата, танцора, гимнаста или того паренька, о котором я недавно слышал, — он умудрился въехать во все до одной машины на стоянке. Куда посмотришь, туда и поедешь. В этом вы сможете убедиться на примере каждого аспекта виндсёрфинга: от фрирайда, руления и поворотов до вейврайдинга и ещё больших выкрутасов, которые есть в спорте. Поэтому куда будешь смотреть, туда будешь и двигаться и/или наклоняться.

Кроме того, нам надо разобраться с постановкой рук и ног, а также балансировкой рангоута, прежде чем можно будет наклоняться, отклоняться или перемещать его по принципу рычага и делать это всё легко и непринуждённо, а не пыхтя и надрываясь.


Принцип рычага на высокой скорости

Во время фрирайда при слабом ветре беритесь узким хватом (собственно, за место крепления ремней трапеции или сразу по бокам от него). С усилением ветра поставьте руки шире, примерно на ширину плеч. То, как слушается доска, зависит от едва заметных изменений в распределении веса, давления и от того, как согнуты ноги.

Передняя нога вытянута, передняя ступня давит на доску, задняя нога согнута — доска поворачивается под ветер.

Задняя нога вытянута, задняя ступня/пятка давит на доску, передняя нога согнута — доска поворачивается на ветер.


Принцип рычага на низкой скорости

Когда тащишься на большой доске в слабый ветер, лучше взяться узким хватом и поставить ноги поближе. В ситуациях с крупным рангоутом и меньшей доской, при сильном ветре или смене курса нам часто (хотя иногда только временно) приходится прилагать максимальное усилие к доске и рангоуту. В этом случае надо немедленно поставить руки и ноги шире.

Узкие хват и постановка ног радикально уменьшают возможности для выполнения поворотов и управления доской на малых скоростях:

Здесь руки и ноги, как легко понять, ставятся шире (в идеале передняя нога должна смотреть вперёд, а не в сторону). Поворачивать доску и заворачивать парус внутрь в этом случае гораздо легче. Пример показан на фото, где я выхожу из поворота оверштаг:

Сделайте эти простые упражнения, чтобы освежить в памяти важность принципа рычага:

Попробуйте потянуть, взявшись за гик рядом с задним ремнём трапеции:

А теперь подвиньте заднюю руку вдоль гика и потяните ещё раз:


Противодействие и смена курса

Когда дело доходит до смены курса, необходимо как можно эффективнее применить главный принцип виндсёрфинга: противодействие. Суть его в том, чтобы устанавливать тело в положение, противоположное направлению движения мачты/рангоута, и создавать противовес. Если не расширить хват и не подвинуть руки, противодействовать силе рангоута будет практически невозможно. Поэтому иногда, если не подвинуть заднюю руку вдоль гика, прежде чем перебрасывать парус после смены ног, становится почти невозможно завернуть парус внутрь, наклониться в поворот, сменить ноги и в итоге управлять поворотом рангоута.

Все это также относится к таким действиям как восстановление управляемости доски, предотвращение заполаскивания, все варианты фордервинда, выходы из поворотов оверштаг, повороты нырком, развороты на 360 градусов, в том числе на ветер, оверштаги и петли «вертолётом» и т. п.

Совет: намотайте на гик немного липкой ленты примерно на расстоянии руки от заднего ремня трапеции, чтобы не забывать сдвигать заднюю руку.

Чтобы продемонстрировать действие рычага от задней руки, посмотрим на самую коварную стадию фордервинда. Это момент, когда доска почти не идёт под ветер, а вы собираетесь наклоняться противоположную сторону внутрь траектории поворота, как раз перед тем, как разгрузить переднюю стопу, чтобы сменить ноги.

Взгляните на разницу:

В супермаркете фордервинд не купишь!

Руки стоят слишком близко, как будто держишься не за гик, а за тележку с продуктами. Это ограничивает амплитуду отклонения рангоута из поворота, когда внутреннее бедро, плечо и голову надо наклонять в противоположную сторону внутрь траектории поворота. Из-за этого тело будет стремиться к более вертикальному положению, разгружая внутренний борт и сильно затрудняя смену ног. Эта проблема часто встречается при выполнении оверштагов «вертолётом» и разворотов на ветер с полным оборотом.


Хватайтесь шире!

На фото выше видно, что более широкий хват позволяет сильнее наклоняться внутрь траектории поворота и подтянуть шкотовую руку к голове. Затем рангоут можно отклонить дальше из поворота, что сделает его основным противовесом. Если руку поставить дальше назад, будет проще тянуть за гик и держать парус под прямым углом к доске.


Обзор, наклон и противодействие противовесу

Ещё несколько слов о том, почему полезно сдвигать заднюю руку назад по гику и учиться наклоняться.

Чем сильнее наклон, тем сильнее давление на внутренний борт.
В постоянном наклоне НАМНОГО ЛЕГЧЕ разгружать и переставлять переднюю ногу, меняя её с задней.
После смены ног перед поворотом рангоута управлять им будет гораздо проще.

Внимательные читатели также заметят, что передняя рука сдвигается по направлению к мачте, чтобы повернуть рангоут. И ещё что задняя нога протаскивается назад, чтобы встать в широкую стойку и поворачивать, балансировать и зарезаться.


Самообучение:

Упали с рангоутом в повороте? Попробуйте сильнее наклонять рангоут из поворота, чтобы создать противовес.

— Как понять, что я научился?

— Теоретически, должно быть ощущение, что тело находится под углом в 45° к воде. Если и так не понятно или хочется посмотреть наглядно, обопритесь на стену или кого-нибудь и толкайте изо всех сил.

— Это всё хорошо, но как ещё можно тренироваться, чтобы это получилось У МЕНЯ?

— Отрабатывайте старт с берега шкотовым углом вперёд, фордервинд без глиссирования и повороты на 360 градусов в слабый ветер. При движении шкотовым углом вперёд не забывайте, что надо идти полным курсом (стойка «Супер-7 отвод-толчок», рангоут под прямым углом к доске). Практикуйтесь, наклоняйтесь, тренируйтесь!

В каверзных ситуациях, при узком хвате и узком положении ног, управлять рангоутом, как и поворачивать его, становится гораздо сложнее.


Балансирование и наклоны при сменах курса:

1. Стойка «Супер-7 отвод-толчок», задняя рука вытянута по гику, момент перед входом в фордервинд.

2. Смена галса нажимом, разворот на 360 градусов на ветер и особенно перед началом оверштага «вертолётом» — задняя рука идёт назад по гику, обзор в поворот и наклон.

3. Можно заметить, что при мудрёных манёврах во фристайле многие из самых классных фристайлеров смотрят и наклоняются в сторону задней руки, расположенной назад по гику, которой и управляют рангоутом.


Положение рук и ног при балансировании

Выход из поворота оверштаг, обычный старт с пляжа или с воды, предотвращение заполаскивания, старт с берега или с воды шкотовым углом вперёд, движение на ветер или под ветер без глиссирования — во всех этих случаях ставьте заднюю руку дальше назад по гику.


Что в итоге?

В сложных ситуациях ставьте руки и ноги пошире, чтобы добиться хорошей управляемости рангоута и эффективнее противодействовать ему при смене курса. И не забудьте отработать каждый элемент — потом расскажете, как получается.

А теперь проверим, чему вы научились:

    В сложных ситуациях для руления доской и управления рангоутом я сделаю следующее:

  1. буду (?) туда, куда хочу направиться и наклониться;
  2. поставлю (?) и (?) шире.
  3. При сменах курса, даже когда шкотовый угол оказывается впереди на мгновение, я:

  4. сдвину (?) по гику перед началом манёвра;
  5. сдвину (?) к мачте перед поворотом рангоута.
  6. Чтобы доска лучше поворачивала, я:

  7. буду держать заднюю/шкотовую руку поближе к (?);
  8. буду держать рангоут примерно под углом (?) к доске и идти (?) курсом.

По материалам: boards.mpora.com

29 сентября 2011
Нравится